Посёлок обрёл второе дыхание
— Виктор Карлович, всем известно, что много лет Новосибирский завод керамических изделий был для поселка не просто градообразующим предприятием, а чуть ли не единственным местом работы. Как тогда жилось в Дорогино?
— Вы правы, не будет большим преувеличением сказать, что отношение к НЗКИ имел практически каждый житель поселка. 1250 рабочих мест, а прибавьте сюда детей, жен и мужей. Кроме того, вся социалка была на балансе завода. Увы, но резкий ветер рыночных реформ расшатал казавшееся крепким «здание». С 1993 года НЗКИ постепенно приходил в упадок, один за другим начали останавливать цеха по производству санфаянсовых изделий, плитки и кирпича. У предприятия не то что на зарплату денег не было, даже на мазут для отапливания поселка не хватало. Так, в 1997 году отопительный сезон в Дорогино завершился 1 марта(!). Вспоминаю сейчас, как во время блокады жили — ни тепла, ни продуктов. Тяжелейшие были времена. Все это и на социальной ситуации сказывалось не лучшим образом.
— Как же удалось выйти из кризиса, за счет чего?
— За счет твердого обещания Виктора Толоконского, тогда еще кандидата в губернаторы. Приезжая в Дорогино, он пообещал в случае избрания лишь одно: газифицировать главную котельную поселка, после чего инвесторы сами к нам придут. И со временем все сбылось. Сначала инвестор из Новокузнецка заинтересовался бывшим санфаянсовым цехом — сейчас там действует предприятие «Универсал», — а потом дошла очередь и до кирпичного цеха.
— Нынешнее руководство «Дорогинского кирпича» сразу проявило заинтересованность?
— Кстати, они не были первыми. Один инвестор из Новосибирска пытался возродить производство, но на то, чтобы работать ритмично и выпускать качественный продукт, у него элементарно не хватило финансовых ресурсов. Николай и Андрей Бушковы, входящие в число основных акционеров предприятия, тоже некоторое время присматривались, все тщательно взвешивали, дело ведь не пустяковое. Вопрос даже не столько в финансовых затратах, хотя они велики, конечно же, но и в сложной специфике производства. Когда же они приняли окончательное решение, то Николай Трофимович сказал: «Через два года вы не узнаете завод». Многие не верили, но опять все свершилось.
— Как вы считаете, в чем секрет успеха нынешней команды управленцев?
— Самое главное, что генеральный директор Андрей Бушков из той категории руководителей, которые удачно совмещают современный подход к ведению бизнеса с заимствованием всего хорошего, что было в истории нашего государства. То есть это не бездушное капиталистическое производство, ориентированное исключительно на прибыль, а завод с «человеческим лицом». Да, строгая трудовая дисциплина, жесткие требования, но и об отдыхе людей, о создании условий труда на заводе не забывают.
Во-вторых, что не менее важно, Андрей Трофимович хоть и не живет в Дорогино, на предприятии бывает почти каждый день. Это весьма облегчает взаимодействие, ускоряет решение вопросов. «Универсал» тоже предприятие мощное, но у нас практически нет с ними контакта — владелец бывает в поселке крайне редко.
— Крепкое производство — большой плюс для поселка?
— Да уж, грех жаловаться. И дело даже не в налоговых поступлениях в бюджет муниципального образования, хотя именно благодаря им мы полноправно участвуем во многих долевых программах: проводим уличное освещение, ремонтируем дороги в поселке, газифицируем частный сектор. Недавно вот хоккейную коробку нам завод помог достроить. День строителя вообще стал в Дорогино всеобщим праздником.
Заметны и другие проявления повышения качества жизни. Идешь по селу и видишь: люди пластиковые окна в квартирах устанавливают, бани строят, заборы подновляют. Активизировалось частное строительство, причем возводят жилье не руководители завода, а простые труженики. Да и поселок теперь из повально безработного превратился в «донора» рабочих мест — возим людей из других сел. Словом, жизнь налаживается, Дорогино словно обрело второе дыхание.