USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Школа как школа

Владимир ПАЛЬЧИКОВ. Фото из архива школы.
026-10.jpg
026-10.jpg



— Как это мы средние, как это незаметные? Да что вы такое говорите. Мы уже давным-давно используем новейшие технологические инновации. У нас прекрасный информационный центр, компьютеры. Выходим в интернет. Используем кабинетную систему. Проводим с учащимися большую воспитательную работу, причем не только в ходе учебного процесса, но и летом. Работает лагерь дневного пребывания детей. У нас свой пришкольный огород. Одна борьба с колорадским жуком, которую ведут дети, чего стоит...

Как вы, наверное, догадались, это монолог Александры Владимировны, педагогический стаж которой не очень велик, всего шесть лет, но и за это время она прикипела к школе, которая стала ее вторым домом.

Ясное дело, не молчал и бывший директор Алексей Константинович, личность в Татарском районе довольно известная и уважаемая. Помню, в прошлом году на День учителя провожали его на пенсию в районном Доме культуры «Родина». Глава района Валерий Носков тепло и сердечно поздравил юбиляра, пожелал ему счастья и здоровья, выразил надежду, что Алексей Константинович не оставит родную школу и по мере сил и способностей будет служить ей.

Валерий Павлович не ошибся. Общий трудовой стаж Алексея Константиновича — полсотни лет, из них сорок пять он служит образованию и почти тридцать был директором казачьемысской школы. Начинал с преподавателя физкультуры, приняв эту должность у Николая Лиховца, нынешнего председателя колхоза «Заря», очень известного в нашей области человека. Получил высшее образование, набрался опыта, на всю жизнь «впечатавшись» в систему служения школе, детям, их родителям.

— Вот вы говорите, что мы затерялись среди прочих педагогических коллективов, — начал Далецкий. — Решительно с вами не согласен. Кто в прошлогодних спортивных соревнованиях занял первое место среди школ района? Мы, казачьемыссцы. Наши спортсмены участвуют и в областных соревнованиях. Назову одного из них. Это Роман Александрович Вейде, наш преподаватель. Да разве он один! И в художественной самодеятельности мы не последние, и даже не в золотой серединке, а ближе к верхнему краю. Вот так-то.

Но сказанного Далецкому показалось мало, и он горячо продолжал:

— В нашем педагогическом коллективе семнадцать учителей, из них одиннадцать имеют первую квалификационную категорию, четверо — вторую.

Далее Алексей Константинович с гордостью говорил о том, что больше половины нынешних учителей — выпускники. «Наши собственные», — добавил он. Они не рвутся в дальние края, не ищут мест обетованных, им хорошо здесь на своей малой родине, в родном селе. Несколько десятков лет трудится нынешний директор Людмила Сергеевна Русакова, супруги Басалыко — Галина Ивановна и Григорий Михайлович, Нина Андросова, Тамара Стекленева.

Знания, которые получают ребята, прочные, глубокие. И это не просто слова, привычная риторика. Лучшее подтверждение тому — выпускники как один, за исключением тех юношей, которые уходят в армию, поступают в вузы: медицинский колледж, аграрный университет, институт геодезии и картографии.

Но почему же юноши и девушки не задерживаются в родном селе, рвутся из него в город в отличие от своих любимых педагогов?

— Беды навалились на наше село с девяносто пятого года, — горько говорили учителя. — В нашем колхозе председатели, директора стали меняться как перчатки, один за другим. Мы и запомнить иных не успевали, а глядь — в кресле сидит другой человек. Дело дошло до банкротства. Закрыли маслозавод, на котором работало около сотни казачьемыссцев. И тогда жители поняли: ловить им здесь нечего и стали сниматься с насиженных мест. А уж про ребят и говорить нечего.

Не обошла беда и школу. Огромное трехэтажное здание, выстроенное при советской власти и рассчитанное на 464 ученика, обезлюдело. Сейчас менее сотни ребят, но, слава Богу, сельская администрация, глава района Валерий Носков не забывают про свое детище. Школу отремонтировали, перестелили полы, обновили кабинеты, сделали спортивные сооружения. К примеру, заново отстроили полосу препятствий. Это для уроков физкультуры.

Педагоги активно участвуют в общественной жизни села. Учительница начальных классов Наталья Викторовна Назарова является депутатом сельского Совета, Алексей Константинович Далецкий — член совета райпо, который ведает развитием торговли на селе.

— Вы, наверное, знаете, — подчеркнул Далецкий, — что Татарское райпо — лучшее в области. Есть в этом и частичка моего труда.

Вдосталь наговорившись, идем по коридорам школы, поднимаемся на самый верхний этаж. Из большого окна виден школьный огород.

— Раньше излишки всегда продавали, — попутно делает замечания Далецкий. — Но год на год не приходится. Нынче у нас неурожай, но школьную столовую всем необходимым обеспечили.

Идем в музей. В нем-то и узнаем, что село Казачий Мыс основал Ермак Тимофеевич, сделав на реке Оми казачью заставу. До революции в селе была церковь. В Казачке, как называют село в народе, самые лучшие по округе красные глины. Было развито гончарное производство.

В музее — огромное разнообразие экспонатов: часы-ходики, молочные сепараторы, много кринок, корчаг из глины, а также сковородники, орудия крестьянского труда. Бывший председатель сельского Совета, ныне покойный, Филипп Сидорович Чеканников подарил музею старинное платье своей матери, очень красивое, льняное.

Но гордостью Далецкого является грифельная доска времени фонвизинских недорослей. Вспомните про Митрофанушку. Директор городского музея не раз выманивал этот экспонат у Далецкого, но тот был непреклонен.

Самая яркая страница музея — Великая Отечественная война. Здесь хранятся письма фронтовиков, их награды. Большая экспозиция посвящена Февронье Ивановне Плотниковой, которая проводила на фронт семерых сыновей. Все погибли.

Выходим из музея. С третьего этажа хорошо и далеко видно. Видны многочисленные извивы реки Омки, которые исчезают за горизонтом. Куда-то туда, далеко-далеко, уходят и выпускники, в новые неизведанные края. Педагоги часто вспоминают своих бывших питомцев и немного грустят о них.