Голосовать за свои убеждения
Несмотря на все нарекания, 14 лет работы избирательной системы принесли серьезный опыт проведения кампаний. Тем не менее одно из первых совещаний ЦИКа было посвящено борьбе с «черным» пиаром.
Противостояние незаконным технологиям, противоправным методам политической конкуренции начинается с первого этапа — со сверки списков избирателей. На 1 июля 2007 года их насчитывалось более 107 миллионов. Вся эта «армия» очень подвижна: командировки, отъезды на учебу, каникулы, отпуска и т. д. Тут возможностей для манипулирования голосами всегда открывалось немало.
ЦИК выпустил специальные «Рекомендации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний».
Например, что делать, если в избирком поступили сведения о лежащем в типографии тираже газеты-двойника (имеет внешнее сходство с зарегистрированным СМИ, но печатается нелегально и, как правило, содержит незаконную агитацию)? Правильный ответ: обратиться в правоохранительные органы.
А сам вопрос «Как отличить противоправную агитацию от дозволенного информирования граждан?» вряд ли столь прозрачен для ответа. Главным отличительным признаком, как решил Конституционный суд, является наличие «агитационного умысла». Подозрения в таком умысле должны вызывать вопросы «За кого вы будете голосовать?» и «Что, по вашему мнению, ждет страну в случае победы кандидата N?». Подозрительны также явная неадекватность освещения события информационному поводу и чрезмерно частое появление аналитических материалов, посвященных выборам.
Но окончательный вывод должен делать суд: только он может накладывать запрет на распространение материалов в прессе. Но перед этим доказать «наличие умысла», что весьма затруднительно.
Столь же непредсказуемы случаи, когда распространяли информацию о том, что выборы отменяются или переносятся. Можно вслед давать опровержения, но тот, кто услышал первое сообщение и уехал по своим делам, уже потерян для голосования.
Универсальной стратегии борьбы с нарушениями, наверное, быть не может. Помогает только то, за что мы давно агитируем: воспитание гражданского общества.
«Черный» пиар сильно изменился. Теперь он не всегда прямо нарушает закон, но совершенно точно находится за пределами морально-нравственных норм. То есть «черные» пиарщики ведут себя неприлично, но призвать их к ответу очень трудно.
Кто может запретить им звонить по ночам домой избирателю, чтобы сказать: голосуйте за партию А? Он швырнет трубку и пойдет голосовать за партию Б. Результат достигнут, но можно ли утверждать, что с помощью «черного» пиара, а тем более доказанного «умысла»?
На самом деле самое верное спасение от «черных» технологий — доброе имя. Вот напишут, например, сейчас про Путина, что у него два миллиарда долларов на счету лежит — и все скажут, что на него клевещут. А если сказать такое про Чубайса, то все поверят.
Зафиксированы и описаны 26 основных типов «черных» технологий. Но каждую можно «усовершенствовать» или придумать новую.
По прогнозам, составленным по результатам анализа региональных выборов 2006 — 2007 годов, в Госдуму проходят четыре партии: «Единая Россия» (на региональных выборах получила 44 процента голосов), «Справедливая Россия» (16 процентов), КПРФ (14 процентов) и ЛДПР (9 процентов).
Впрочем, вся работа впереди, в том числе и «черных» политтехнологов. И они, и «белые» считают, что на выборах будет разыграна актуальная в последнее время «национальная карта». Станут спекулировать на якобы установленных связях с «врагами народа», националистами, американскими шпионами разного калибра.
А лейтмотивом идеологии станет преданность президенту и стране, то есть патриотизм, а также противостояние внешней угрозе.
Что же делать избирателям при таком разгуле креатива пиарщиков?
Верить самому себе, полагаться на свой разум, ну не лохи же мы окончательные, в самом-то деле?!