USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Борьба за легитимность российских выборов 2007 — 2008: проекты и контрпроекты

Сергей МАРКОВ. Политолог.



Но эта стабильность еще хрупкая, эти позитивные тенденции еще не смогли полностью преодолеть последствия глубокого системного кризиса в России 90-х годов.

Вторая причина — у российской политики нет устоявшейся позитивной традиции передачи власти от одного лидера к другому. В России, как правило, новый лидер кардинально менял политический курс, подвергая жесткой критике политику предшественника. При смене лидера происходили революции, государственные перевороты, а при переходе власти от Горбачева к Ельцину даже развалилась страна. Поэтому перед российской властью и элитой стоит важнейшая политическая задача — обеспечить плавную передачу власти в 2008 году, в рамках которой была бы сохранена общая преемственность курса и возможность его модификации. Здесь кардинальное значение имеет легитимность выборного процесса. И все это понимают.

Важно отметить, что технология цветных революций вращается прежде всего вокруг проблемы легитимности выборов. Цель этих технологий — продемонстрировать нелегитимность выборного процесса и на этой основе осуществить перехват власти. Оранжевые технологии, видимо, попытаются применить и к российскому избирательному процессу 2007 — 2008 годов. Я бы выделил две стратегии — стратегия «березовой» революции и стратегия ослабления будущего президента.

Стратегия «березовой» революции, которая разрабатывается в штабах оппозиционных олигархов, включает в себя провоцирование социального и политического кризиса и выдвижение собственного марионеточного кандидата. Стратегия же политических сил, ориентирующихся на дядю Сэма, — не свержение команды Владимира Путина, а ослабление будущего президента и команды Путина. В основе ослабления будущего президента России — объявление, что он, конечно, президент, но выбран не вполне честно и с нарушением закона.

В этой стратегии делегитимации выборного процесса в России будет применен весь арсенал соответствующих политических технологий. Среди них важнейшая — обвинение выборов в недемократичности заранее. С этой целью в СМИ уже развернута масштабная кампания, продвигающая идею о том, что выборы не могут быть честными и справедливыми, потому что в России нет демократии. Выборы объявляются недемократичными за много месяцев до начала избирательной кампании.

Другим обвинением является негативная интерпретация роли Владимира Путина в избирательном процессе: дескать, раз выбор избирателей, видимо, будет зависеть от его рекомендаций, то эти выборы отражают не волю народа, а волю Путина. При этом замалчивается, что популярность Путина не просто высокая. Роль Путина высока, потому что избиратели хотят продолжения политики Путина в новом президенте. Естественно, что ссылка кандидата на поддержку Владимира Путина в глазах избирателей станет главным аргументом того, что политика Путина будет продолжена. В противодействие этой технологии важны борьба на социологическом поле, дискуссии о характере российской политической системы и увеличение доступа парламентской оппозиции к СМИ в ходе выборной кампании.

Еще одна технология, которая будет использована, — иностранные наблюдатели. Система наблюдения за выборами со стороны международных наблюдателей построена в современном мире не нейтрально, а политически ангажированно. Иностранные наблюдатели финансируются в рамках мощных политических проектов и отбираются организаторами этих проектов. Как правило, наблюдатели приезжают в страну с уже сформировавшимся мнением о политической ситуации. В результате решение о честности выборов определяется задолго до самих выборов. Это ярко проявилось в свое время на выборах в Украине, Азербайджане, Казахстане. Во время украинской оранжевой революции количество наблюдателей на востоке было в десятки раз больше, чем на западе страны. Наблюдатели от ОБСЕ просто не хотели замечать грубейших нарушений со стороны оранжевых, как они и сейчас молчат, когда Виктор Ющенко грубо нарушает Конституцию и блокирует работу Конституционного суда.

Можно сказать, что сегодня система международного наблюдения за выборами является более фальсифицированной, чем большинство выборов, за которыми они наблюдают. Выборы объявляются честными или нет в очень большой зависимости от того, нравится ли их победитель тем странам, которые доминируют в международных организациях, организующих наблюдение за выборами. Главные в этой системе — ОБСЕ и ее спецотдел по выборам — БДИПЧ (бюро по демократии и правам человека), который стал почти самостоятельной мировой неправительственной организацией с правом выносить суждение от имени европейской общественности. Россия, как и многие другие страны, уже давно требует реформы ОБСЕ и особенно БДИПЧ, но пока мы не очень активны.

При этом отказаться от международных наблюдателей практически невозможно, поскольку это будет воспринято мировым общественным мнением как доказательство фальсифицированности выборов. Думаю, что для усиления легитимности российских выборов важно обеспечить участие массы наблюдателей, позитивно относящихся к России: из Казахстана, южных и восточных областей Украины, Италии, Австрии, Германии, Китая, Индии, Бразилии, Сербии, Киргизии, Египта, по линии СНГ, ОДКБ, ШОС.

Следующая технология — это провокационные действия квазиоппозиции. Можно ожидать, что некоторые маргинальные оппозиционные группы попытаются организовать столкновение с милицией и политическими оппонентами на пике выборного процесса — чтобы дать возможность продемонстрировать по мировым телеканалам разгон своего марша несогласных. То есть некоторые марши будут организовываться с единственной целью — чтобы их разогнали. А некоторые оппозиционные политики с минимальной популярностью будут выдвигать свои кандидатуры не для реального участия в выборах, а чтобы заявить, что им не дали зарегистрироваться. Или для того, чтобы в последний момент снять свою кандидатуру, объявив выборы «нечестными и несправедливыми».

Борьба за легитимность российских выборов развернется не только в России, но и за ее пределами, в международных СМИ и международных организациях. Нет сомнения, что процесс уже запущен: ведется обработка журналистов и редакторов массивными объемами информации, готовятся соответствующие демарши в ПАСЕ, в ОБСЕ, в различных парламентах. Этим проектам, бьющим по политической системе России, необходимо противопоставить российские контрпроекты. Необходима активная работа с западными СМИ, нужно снабжать их информацией по той конкуренции, которая разворачивается в России в рамках выборов. Нужно планировать сотрудничество с центристскими НПО, представители которых могли бы быть наблюдателями на выборах и докладывать о результатах своих наблюдений в международных организациях. В наше время недостаточно быть честным, нужно еще и уметь доказывать свою честность перед общественным мнением, в том числе критическим.

Цель подрыва легитимности российских выборов проста — ослабить будущего президента и, воспользовавшись его слабостью, вырвать у России многочисленные уступки по широкому кругу вопросов. Поэтому цена легитимности выборов — репутация страны, сила российской власти и десятки миллиардов долларов российской экономики.

Обеспечение легитимности должно включать два параллельных процесса: с одной стороны — организация максимально честных и справедливых выборов, где важно обеспечение равного доступа к СМИ и участие НПО в наблюдении за выборами. А с другой — доказательство своим гражданам и мировому общественному мнению честности выборов. Важно вовремя организовать и реализовать контрпроекты противодействия уже запущенным процессам делегитимизации российских выборов. Это и называется современной политикой.