USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Первоосновы хорошей жизни

Марианна ДАНИЛОВА. Фото Сергея ДЯТЛОВА.
063-11.jpg
063-11.jpg



По-хозяйски, с доглядом — «чтоб не воровали» — взращивает свое, собственное, крепкое хозяйство.

В селе Турнаево, еще укутанном снежным покровом, так спокойно, что кажется и жизни-то тут никакой. Ан нет — дороги проезжие, возле обжитых помещений сельхозинвентарь имеется. И деятельность тут на самом деле кипит нешуточная — производственная. Потому что есть то самое крепкое хозяйство, в котором содержится приличное поголовье скота и на собственном небольшом производстве изготавливается молочная продукция. Тут и принцип «не от хорошей жизни» срабатывает на все сто: свое молоко перерабатывают в СПК «Турнаевское», потому что с рынком сбыта проблемы. Сдало как-то хозяйство очередную партию молока своему крупному и когда-то постоянному закупщику и теперь ждет возврата долга в 100 тысяч рублей от этого уже не действующего предприятия. Судить-рядить — дождутся или нет — дело неблагодарное, зато предсказуемое, по крайней мере, в ближайшее время — вряд ли. Немногословный руководитель СПК «Турнаевское» Михаил Кудрявцев выражения все больше смягчает: мол, такая ситуация только посодействовала — и не очень при чем тут «не было бы счастья, да несчастье помогло». Рано или поздно, все равно пришли бы к мысли, что, как ни крути, а надо собственную переработку налаживать.

Кстати, то самое «не от хорошей жизни» подтверждается и словами главы Болотнинского района Виктора Франка: «Сегодня есть хозяйства, у которых есть помещения, но которые умирают — нет стабильной работы, а главное — хорошего руководителя. Более сильные предприятия такие хозяйства по процедуре банкротства выкупают, развивают, вкладывая деньги. Реконструировать имеющуюся производственную базу ведь куда дешевле, чем возводить новую. Но есть одна боязнь: нацпроект объявлен, а плана работы нет. И основное «нет» — рынок сбыта. Поэтому «Турнаевское» сегодня занялось переработкой молока — «не от той самой хорошей жизни».

Поначалу собирали новоявленное молочное производство с миру по нитке — за счет собственных средств, реализации мяса, для чего в «Турнаевском» содержится и маленький свинарник; так, достали первое оборудование для молочного цеха: сепаратор, пастеризатор. Дальше — больше, не бросать же начатое дело — для закупа семян и ГСМ на посевную, чтоб было чем буренок кормить, в 2006 году взяли кредит в 1 миллион рублей.

Со временем «на буксир» было подцеплено и начавшее уже приходить в упадок скотоводческое хозяйство соседнего села — СПК «Большевик», у которого Михаил Кудрявцев выкупил коров и молодняк. Теперь в «Турнаевском» всего 365 коров и примерно 400 телят, а «большевистское» молоко также идет на местную переработку.

Конечно, бывшие работники «Большевика» не остались не у дел — и тут, видимо, сработал еще один верный русский принцип: солдат ребенка не обидит, так что все они были перетрудоустроены в «Турнаевское». Итогом таких крутых для тихой жизни российской глубинки перестановок на сегодня является действующее сельскохозяйственное производство, рабочие места для 80 человек в хозяйствах и 8 — в молочном цехе с зарплатами от 3 до 6 тысяч рублей и... как минимум, 18-часовой рабочий день для руководителя всего этого маленького государства. И текучки кадров здесь нет никакой, как говорит сам Михаил Кудрявцев, «течь тут больше некуда — все, кто надо, уже притекли».

«Притекли» и производят, в зависимости от сезона, по 2—3 тонны молока, 40-процентных сливок, масла, творога, а летом к этому разнообразию присоединяется еще и сыворотка. И со сбытом особых проблем, тьфу-тьфу, пока не возникает, уж за свой продукт производители поборются до победного. Тем более натуральные турнаевские вкусности пользуются неподдельной популярностью как в самом Болотном, так и в Мошково, Новосибирске.

Теперь, не останавливаясь на достигнутом и иже с ним, по новой областной программе технического переоснащения сельхозпредприятий с последующей 30-процентной компенсацией из областного бюджета СПК «Турнаевское» взял кредит и приобрел 4 трактора. За 2 миллиона 400 тысяч рублей придется рассчитываться 5 лет. Возврат обещанных 30 процентов кредитной суммы — пока будущее, зависящее, кстати, по большей части от самих сельскохозяйственников, ведь эта часть средств возвращается только тому, кто исправно, без отступлений от графика рассчитывается за кредит собственными ресурсами. Но раз брали, изначально рассчитывая по большей части на собственные силы, то будет, надо думать, все — и возврат, и поддержка.

Фотографии статьи
063-13.jpg
063-12.jpg