А в поле все спокойно...
Очередной, второй по счету, отсрочкой завершающий срок определен 1 января 2008 года, но, по мнению специалистов, многие все равно не успеют. В том числе и в Сузунском районе, который после одного из визитов губернатора Виктора Толоконского решено было сделать областной экспериментальной площадкой. О том, как складываются дела на передовом рубеже оформления земли, в нашем разговоре с начальником отдела земельных и имущественных отношений администрации Сузунского района Виктором ШУМАХЕРОМ.
— Виктор Александрович, что же за ситуация на рынке земли, почему граждане не торопятся переоформить права на свою собственность?
— Возможно, многие так и не почувствовали себя хозяевами принадлежащей им земли. Еще с начала 90-х годов, когда распределялись земельные паи, они тут же были переданы в аренду акционерным обществам, которые на них и работали. По идее владельцы паев должны получать дивиденды от своей собственности, но зачастую они столь малы, что люди особо ими и не дорожили.
К тому же часто можно услышать, что приведение областного закона в соответствие с федеральным — дополнительная возможность заработать на крестьянине. Многим расходы на межевание, оформление бумаг просто не по карману. Еще один сдерживающий фактор — «ничейные земли», которых только в нашем районе порядка 30 — 40 процентов.
— То есть как — «ничейные»?
— А очень просто. Мы сделали инвентаризацию всех земель сельскохозяйственного пользования и выявили, что примерно у трети наделов нет хозяев. Люди либо умерли, либо уехали из района, а в таких случаях, как правило, не до малоликвидного куска земли.
— Но ведь землю можно передавать по наследству, дарить?
— Можно, конечно, но ситуация примерно та же — оформление документов также стоит немалых денег, и это никому не нужно. Считается, что для нормального оборота земель ее владелец должен получать от арендатора до 10 процентов выращенного урожая, тогда у него появится реальная заинтересованность. Фактически же даже в крепких хозяйствах эта цифра значительно меньше.
— Виктор Александрович, почему вы считаете, что и до начала 2008 года все земли не будут переоформлены?
— Очень уж это затянутый процесс, одна только процедура оформления длится от 9 до 11 месяцев. К тому же долгое время в районе не было организации, которая бы занималась межеванием. Сейчас за это дело взялось ОГУП «Техцентр» (бывшее БТИ), но и процесс межевания — дело не одного месяца. А ведь еще необходимо уговорить людей, чтобы все дольщики земель были готовы переоформить договоры аренды. А сроки... Они уже два раза продлевались, так что неудивительно, если нам дадут еще год-два. Хотя чем раньше земля будет в законном обороте, тем лучше.
— Ну а если все же 2008 год станет последним сроком, как тогда быть с неоприходованной землей?
— Сложности неизбежно возникнут. Акционерные общества в любом случае должны сеять, выращивать урожай, но если земля не переоформлена, то используется незаконно. И прокуратура как надзирающий орган вынуждена будет принимать по этому поводу какие-то решения. Поэтому сильные хозяйства, заинтересованные в земле, берут основное бремя оформления на себя, а вот в слабых предприятиях такого процесса не наблюдается. Некуда деваться и инвесторам, вложившим деньги в сельхозпроизводство, — они должны поторапливаться.
Что касается трети «ничейных» земель, то по закону она может использоваться в течение трех лет. Если до тех пор собственник не объявляется, то земля отчуждается в собственность области. Хотя уже сегодня муниципалитеты стараются проработать поправку, чтобы эти наделы отходили к ним: ведь это дополнительные налоги в бюджет, возможность для получения прибыли. Думаю, что данный вопрос будет решен положительно, тем более что область и сама не очень заинтересована в таком «довеске».
В любом случае земельный вопрос будет решаться, но сейчас многое зависит от самих владельцев долей. Чем раньше они проявят инициативу, тем скорее все юридические вопросы будут улажены. Земля неизбежно станет нормальным рыночным товаром, поэтому важно, чтобы у нее был собственник.