USD 103.4380 EUR 106.2493
 

Сибиряки за председателя Харитонова

Нина ЕГОРОВА.



Именно эти две темы стали лейтмотивом каждого выступления ее участников. О ходе конференции и ситуации в партийных рядах аграриев наш корреспондент беседует сегодня с заместителем председателя Новосибирского регионального отделения АПР Николаем СЕМЕНОВЫМ.

— Из пяти вопросов, включенных в повестку дня, главными были, конечно, два: ситуация в сельскохозяйственном производстве, сложившаяся перед посевной кампанией, и выбор делегатов на тринадцатый отчетно-выборный съезд Аграрной партии России, который состоится 29 апреля в Москве. С информацией по первому вопросу выступил заместитель главы областной администрации, руководитель департамента АПК Виктор Александрович Гергерт. Он сказал, что трудности есть, но при всем при том надо сеять. Это главное дело крестьян. Следует заметить, что все выступавшие делегаты конференции (это руководители районных отделений АПР, руководители хозяйств, начальники управлений, специалисты сельского хозяйства, ученые и так далее) охарактеризовали ситуацию в отрасли как критическую. В чем она заключается? Нет денег на приобретение ГСМ, запчастей, техника во многих хозяйствах не готова к севу. Половина предприятий области стоит на грани «быть или не быть». Поэтому на конференции было принято решение: поддержать обращение Союза сельхозтоваропроизводителей к правительству, которое они выдвинули на недавнем митинге протеста, проходившем на площади у ГПНТБ.

— Каковы эти требования?

— Прежде всего участники митинга потребовали ввести государственное регулирование цен на зерно и установить квоты на его закуп в федеральный и региональные фонды по твердым ценам, а также принять меры к тому, чтобы соотношение цен на ГСМ и зерно не превышало 1:2,5 — разницу сельхозпроизводителям должны дотировать из федерального бюджета. Потребовали участники митинга и дотации на производство животноводческой продукции, остановить рост цен на запчасти, сельскохозяйственную технику, удобрения; предоставить крестьянам долгосрочные (от 3 до 5 лет) льготные кредиты под 2 — 4 процента годовых; списать задолженность по налогам и сборам, а также перед ГУП «Продовольственная корпорация»; освободить хозяйства от уплаты текущих налогов сроком на три года. Конференция, конечно, поддержала все заявления протестовавших. Это ведь тоже наша боль и забота. Несмотря на то, что Аграрная партия России общенациональная, костяк ее все же составляют крестьяне, сельхозтоваропроизводители. Поэтому делегаты конференции поручили руководству нашего отделения, и прежде всего председателю Николаю Михайловичу Харитонову (он, кстати, и вел конференцию), передать эти требования правительству в Москву. На предстоящем съезде мы их обязательно озвучим и, видимо, выйдем с инициативой — еще раз обратиться к президенту, чтобы в период посевной кампании (на юге страны она уже идет, через две-три недели начнется и у нас) поставленные проблемы были решены. Кроме того, будем требовать, чтобы на сев ГСМ отпустили крестьянам на льготных условиях или прокредитовали — то есть оказали помощь, погасив часть цены за ГСМ из федерального бюджета.

— Ситуация же такова, что еще за прошлый год хозяйства не получили компенсацию на удорожание топлива. Где, интересно, «осели» эти целевые средства — на федеральном или областном уровне?

— Такой вопрос, кстати, задавали на конференции и Гергерту. Он ответил, что эти деньги к нам еще не дошли. И вот-вот должны прибыть. Тогда будут приняты меры по погашению части затрат на топливо. Но как все произойдет на самом деле, трудно сказать.

— Одно из требований митинговавших касалось земли. Они протестовали против продажи земель сельхозназначения.

— В этом мы полностью солидарны с ними. Позиция АПР как была, так и остается неизменной: «Нет купле-продаже земли». Это записано в нашей программе. На длительную аренду с передачей наследникам — пожалуйста, хоть на сто лет. Сейчас в Госдуме разрабатывается закон о поддержке сельского хозяйства. Депутаты-аграрии создали прекрасный закон. Но он лежит без движения. В альтернативном же, правительственном, выхолощены основные положения, заложенные в нашем документе. Сейчас ждем слушаний по этому закону. Региональные парламентарии обязательно выступят со своими предложениями, в том числе и по земле. Надеемся, что в Думе прислушаются к их голосам.

— В этом году новосибирцы будут иметь достаточно большое представительство на съезде?

— Да. Нам определена квота — 16 человек, поскольку Новосибирская региональная организация одна из крупнейших в Российской Федерации. У нас более восьми тысяч членов партии. Исходя из этой численности, и определили высокую квоту.

— Прошедший отчетный год для вас был достаточно удачным. Ряды региональной организации выросли и количественно, и качественно.

— Действительно. Взять хотя бы агроуниверситет. Здесь вступили в наши ряды все деканы, заведующие кафедр, преподаватели. На базе первичной организации агроуниверситета создано отделение АПР Октябрьского района с численностью более восьмисот человек.

Приняли мы в состав Аграрной партии много известных в области люди — руководителей сельхозпредприятий и районов, бизнесменов, специалистов хозяйств, студентов. Вступила в АПР и большая группа ученых Сибирского отделения Российской академии сельхознаук — четыре члена-корреспондента, директора институтов. Там сейчас тоже приличное отделение партийной организации. Сам результат выборов в областной Совет показал, что наша партия растет, набирает обороты. Авторитет ее поднимается не только среди селян, но и горожан. Вспоминаю интервью в газете одного из наших оппонентов на прошлогодних выборах в областной Совет депутатов (не буду называть фамилию). Когда его спросили, как будут выглядеть партии по итогам выборов, он ответил, что «Союз правых сил» и «Яблоко» вообще не пройдут. А аграрии? В городе, сказал он, им вообще ничего не светит. А в целом три процента — это порог. На деле же получилось, что по городу около пяти процентов избирателей отдали за нас голоса. В сельских районах области — более двадцати. И в общей сложности — 14,43 процента избирателей проголосовали за Аграрную партию. Это неплохой показатель. Мы были третьими из семи политических партий, допущенных к выборам. А вообще-то мы могли бы набрать и больше голосов. Но нас подвела позиция лидера — председателя АПР Владимира Николаевича Плотников. Дело в том, что он является членом фракции «Единая Россия», что как-то нелогично.

По крайней мере, для абсолютного большинства из нас такое непонятно. Сам Плотников объясняет это так: мол, являясь членом фракции правящей партии, проще решать в регионах проблемы, с теми же губернаторами и другими руководителями. Но, извините, мы же не отделение «Единой России». Мы самостоятельная, авторитетная партия со своим уставом, со своей программой. И во время выборов в областной Совет наши оппоненты, да и избиратели, напрямую говорили, мол, что вы декларируете какие-то программы! У вас ведь председатель состоит во фракции «Единой России». И, конечно же, из-за этого произошло у некоторых отчуждение. Они искренне верили в нашу партию, а тут такое... И никакие объяснения и выдумки Плотникова не возымели действия.

— Вероятно, на должность председателя АПР вы будете выдвигать Николая Михайловича Харитонова?

— Да. Все знают, насколько высок авторитет этого депутата не только у нас в области, но и в целом по стране. Кроме того, на конференцию к нам приехал представитель Алтайского края — председатель Законодательного собрания и руководитель региональной организации АПР Александр Григорьевич Назарчук. По поручению алтайских аграриев он предложил новосибирцам поддержать инициативу алтайской краевой организации и выдвинуть на съезде на пост председателя Аграрной партии России Николая Михайловича Харитонова. Они также дали наказ нашей делегации выступить на съезде АПР с осуждением позиции Плотникова. Ведь его голоса в защиту крестьян не слышно нигде — ни в средствах массовой информации, ни в электронных СМИ... Николай Михайлович пока в большом раздумье. Положительного ответа он не дал. Вероятно, все будет зависеть от конкретной ситуации перед съездом. Как правило, накануне собираются руководители региональных организаций и советуются: кого же будут рекомендовать на следующий срок председателем партии? Если большинство скажет, что это должен быть Харитонов, возможно, он и даст согласие.

— Большим составом в облсовете депутатам-аграриям уже что-то удалось сделать?

— Хочу заметить, что далеко не во всех регионах аграрные партии сумели преодолеть установленный барьер на выборах в региональные законодательные собрания. Нынче из восьми только четыре региональные организации смогли сделать это. Выборы сейчас, как все знают, проходят по новой системе: пятьдесят процентов одномандатников, пятьдесят — по партийным спискам. И вот когда в прошлом году мы агитировали за нашу партию, то на встречах с избирателями нам задавали вопрос, а что сделала ваша аграрная партия? А мы отвечали, что без достаточного представительства в законодательных органах, в органах исполнительной власти сделать ничего невозможно. Сейчас у нас в облсовете четырнадцать человек.

И они сделали заметный первый шаг в своей работе — организовали аграрную фракцию, которую возглавил ректор Новосибирского аграрного университета Анатолий Федорович Кондратов. Вместе с комитетом по аграрной политике и природным ресурсам фракция инициировала принятие регионального закона «О развитии сельского хозяйства Новосибирской области». Прошли уже депутатские слушания по этому документу. Все депутаты, участвовавшие в них, высказались за скорейшее принятие этого закона.

— Вас поддержали представители других политических сил?

— Мы к этому и сами стремимся, ищем союзников. Ведь главная цель нашей партии — защитить село, крестьян, интересы которых мы представляем, а не свои амбиции. Стремление аграриев к консолидации подтверждает и тот факт, что на депутатские слушания по закону «О развитии сельского хозяйства Новосибирской области», которые проходили в Краснозерском районе, а потом в областном Совете, мы пригласили представителей «Единой России», Коммунистической партии. И поскольку вопрос о деревне наболевший, который уже звучит набатом, то все представители от этих партий сказали: «Мы поддержим этот закон». В нем много статей — и по лизингу, и социальные вопросы. Но главный, конечно, — финансирование. Все ведь понимают, что никакая самая замечательная программа без денег не сработает. И если в бюджет области закладывается на сельское хозяйство около одного процента его расходной части, то сразу ясно, что поставленные задачи не будут решены. Поэтому в разрабатываемом законе закладывается на сельское хозяйство не менее десяти процентов. Мы-то помним, что было и семнадцать процентов, и двенадцать. Но теперь решили остановиться на десяти. За такую цифру выступали и все аграрии, и представители других партий. К примеру, поддержал это требование от «Единой России» депутат Степанов. Выступил в поддержку от КПРФ Карпов, который сказал так: «Важно, чтобы эти намерения не стали декларацией». И все участники слушаний публично заявили о своем твердом намерении встать на защиту крестьян. Мы очень верим, что так оно и будет.