USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Закон — он и в армии закон

Подготовил Вадим ГЛУХОВ. Публикация подготовлена при содействии пресс-секретаря управления Судебного департамента Новосибирской области М. ГЛУШКОВОЙ.



В 1992 году военным трибуналам возвращено первоначальное историческое название — они были переименованы в военные суды и включены в судебную систему Российской Федерации. Тем самым даже из наименования были устранены намеки на их особенность, специализированность и чрезвычайность. Сегодня они практически ничем не отличаются от федеральных судов, разве что участники
процесса — люди сугубо военные, от солдата до генерала.

О специфике работы современного военного судопроизводства рассказывает председатель Новосибирского гарнизонного военного суда, полковник юстиции Александр Красиков.

— Александр Иванович, какого рода дела сейчас рассматриваются в Новосибирском гарнизонном военном суде?

— Разные. Военные суды входят в состав федеральных судов общей юрисдикции, поэтому в нашем и других военных судах рассматриваются как уголовные, так и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. За последнее время круг дел значительно расширился. Сегодня военным судам подсудны дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод военнослужащих, кроме этого, суды разрешают имущественные претензии военнослужащих к командованию воинской части, много было рассмотрено гражданских дел по так называемым боевым. Однако основную долю по-прежнему составляют уголовные дела. Самовольное оставление воинской части, уклонение от службы — типичные ситуации: один получил увольнение и «загостился» у знакомых сверх всякой меры; другой молодой солдат решил, что хватит с него тягот воинской службы, и пустился в бега. Или хищения — с воинских складов, за пределами воинской части. К сожалению, сейчас больше стало случаев уличных грабежей: шел солдат по городу, увидел на шее прохожего сотовый телефон — сорвал и бежать. А бывают и более сложные дела. Помните, например, дело о крушении военного вертолета с лыжниками? Командира вертолетного полка в Бердске осудили за злоупотребление должностными полномочиями, повлекшими гибель людей.

— По сравнению с советским периодом, уголовных дел стало больше?

— Чаще стали привлекать к ответственности высших должностных лиц, которые раньше были недосягаемы для суда. Два года назад в нашем суде состоялся процесс по делу генерала Михайлова, который использовал свое должностное положение в корыстных целях — привлекал солдат и армейскую технику для строительства дачи.

— Александр Иванович, военные трибуналы канули в прошлое, но в обыденном сознании закрепился их образ, и сегодня еще многие граждане полагают, что суды в армии действуют намного жестче, чем на «гражданке».

— Конечно, это не так. Закон для всех граждан везде действует одинаково. В военном суде любой участник процесса наделен всеми процессуальными правами — в том числе и на защиту, участие адвокатов с момента возбуждения уголовного дела либо задержания. Как и в суде общей юрисдикции, никто не обязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Если у подсудимого нет возможности оплатить услуги адвоката, то адвокат участвует в деле по назначению.

По новым законам о военной службе военнослужащий имеет право обжаловать в судебном порядке неправомерные действия должностных лиц, и суд обязан восстановить законность, даже если для этого потребуется отменить приказ министра обороны.

— Раньше солдат за грубый дисциплинарный проступок — совершение самовольной отлучки или распитие спиртных напитков — попадал на гауптвахту. Несколько лет назад гауптвахты были упразднены. Какое наказание несет солдат срочной службы за подобные нарушения?

— На сегодняшний день наказание за это — выговор или строгий выговор. Армия всегда держалась на дисциплине, поэтому в Госдуме РФ находится законопроект о восстановлении гауптвахт, но применяться такая мера наказания, как арест с содержанием на гауптвахте, будет только по постановлению военного суда.

— Проблема дедовщины в армии обсуждается на самом высоком уровне... Как вы думаете, почему существуют неуставные взаимоотношения?

— Порок этот берет начало очень глубоко — в семье, школе, на улице — присмотритесь! Если человек воспитан, он никогда не поднимет руку на другого человека, теша собственные амбиции. Особенно это опасно в армии. Вот почему здесь нужен постоянный контроль над личным составом — не формальный, командир должен уметь работать с подчиненными прежде всего на педагогическом уровне.

— Где отбывают наказание военнослужащие, совершившие уголовное преступление?

— На общих основаниях, как правило, ближе к месту жительства. Продолжают существовать и дисциплинарные батальоны, в которых наказание тоже отбывают по приговору военного суда. В дисбате, который располагается в Новосибирске, отбывают наказание военнослужащие срочной службы, осужденные военными судами на территории от Екатеринбурга до Красноярска.

— Засчитывается ли время отбывания наказания в дисбате в срок срочной военной службы?

— Нет. Время, проведенное в дисциплинарном батальоне, не включается в срок действительной военной службы. Бывают случаи, когда осужденные продляют себе службу до четырех лет, так как по закону военный суд может назначить наказание с отбыванием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

— Александр Иванович, скажите, насколько военные суды сегодня независимы от Министерства обороны?

— Как и федеральные суды общей юрисдикции, военные суды входят в систему судебной власти России. Прежде всего мы независимы материально. Содержанием помещений, оплатой коммунальных услуг, снабжением оргтехникой и всем прочим, необходимым для нормальной работы военного суда, а также выплатой заработной платы сегодня занимается гражданская организация — управление Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Новосибирской области. В правоприменительной деятельности военные суды подчинены военной коллегии Верховного суда России.

— А как стать военным судьей?

— По закону судьей в России может стать гражданин, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и 5 лет стажа по юридической профессии, а чтобы стать судьей военного суда — нужно иметь и офицерское звание. А еще я должен заметить, что человек, выбирающий работу военного судьи, должен быть готов к ней морально и психологически, так как эта работа связана с особенностями военной службы.

На снимке: А. И. Красиков.