USD 81.6549 EUR 94.7543
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

«Достаточно желания помогать…»

Наталья ИВАНОВА
В день открытых дверей в ресурсном центре Калининского района города Новосибирска все желающие могли увидеть, как делаются маскировочные сети, подушки, одеяла, окопные свечи и розжиги. Фото: Павел Комаров, предоставлено мэрией Новосибирска
В день открытых дверей в ресурсном центре Калининского района города Новосибирска все желающие могли увидеть, как делаются маскировочные сети, подушки, одеяла, окопные свечи и розжиги. Фото: Павел Комаров, предоставлено мэрией Новосибирска

Маскировочную сеть шестеро опытных мастеров делают за час

Все желающие поддержать специальную военную операцию (СВО) могут внести свой посильный вклад в общее дело. В ресурсном центре общественных объединений Калининского района города Новосибирска круглый год волонтеры делают окопные свечи, шьют подушки, идет сбор гуманитарной помощи.

Валентина Некрасова родилась в 1942 году в Татарском районе Новосибирской области. Ее отец ушел на Великую Отечественную войну и погиб в 1943-м, так и не увидев дочь. Мать трудилась с раннего утра и до поздней ночи, за четырьмя детьми присматривала бабушка. Она успевала вести хозяйство, выращивать огород, поэтому семья особо не бедствовала и сложное время пережила.

Не сидеть на диване

Валентина Тимофеевна признается, что сама из тех лет мало что помнит. А вот события 1947 года, когда земляк привез документы отца, найденные на поле боя, врезались в память. До тех пор он считался пропавшим без вести. В школу девочка пошла в 1954 году; став взрослой, трудилась фельдшером в Мошковском районе.

— Я вообще сельский человек, жила в довольно большом поселке. Всегда работала с людьми и знаю, что нужно помогать им, мне это нравится. Шесть лет назад переехала в столицу региона, вошла в общественную организацию «Эхо», которая объединяет детей, чьи родители погибли в Великую Отечественную войну.

042-10-02.jpg

Фото: Павел Комаров, предоставлено мэрией Новосибирска

В ресурсном центре общественных объединений Калининского района города Новосибирска безвозмездно помогают СВО с самого его открытия. Я родилась в войну, и умирать, наверное, придется тоже в войну, поэтому считаю, что за поддержку наших бойцов на мне лежит большая ответственность, — делится мыслями «серебряный» волонтер. — Близкие очень довольны, что веду активный образ жизни. Не получается сидеть на диване, я привыкла к интенсивным нагрузкам, потому что работа была связана с движением. Мне, фельдшеру, бегать по деревне было очень тяжело, но теперь я даже скучаю.

Нарезать «листочками»

Вместе с другими добровольцами Валентина Некрасова плетет маскировочные сети, запрос на них большой. Женщина воспринимает свою деятельность как благородное дело, потому что изделия помогают сохранять солдатам жизнь, приближают победу над врагом.

— В мои 83 года работать для людей остается для меня удовольствием. Стараюсь плести сети качественно, не допуская в полотне пробелов, чтобы через них не просматривались танки, блиндажи, — добавляет она.

На маскировочные сети от ресурсного центра Калининского района образовалась очередь на два месяца вперед. За день тут успевают делать по две штуки размером два на три метра каждая. Шесть опытных мастеров плетут сеть максимум за час. К ней обязательно для бойцов прилагается открытка.

042-10-04.jpg

Фото: Павел Комаров, предоставлено мэрией Новосибирска

— На фронте нужны разные сети. Плотными и толстыми затягиваются окопы, блиндажи; плоские подходят для машин, потому что их можно, допустим, закрепить за капот. Наши отличаются от промышленных тем, что каждая неповторима и все инициативные группы плетут их по-своему. Мы специализируемся на так называемой травке, когда ткань режется словно листочками, а не сплошными лентами, — объясняет специалист по связям с общественностью ресурсного центра общественных объединений Калининского района Лилия Храмцова. — Чтобы изготовить сеть, достаточно желания помогать, а если случается какой-то огрех, его всегда можно поправить.

По ее мнению, плетение сетей остается одним из самых сложных занятий для волонтеров. В основном им приходится работать стоя; руки постоянно находятся на весу, поэтому болят. Когда режется ткань, лоскуты протягиваются через основу, образуются микроскопические частицы. Они повисают в воздухе словно пыль и, попадая в легкие, могут вызывать аллергию.

— А сама технология простая: на раму натягивается сетка, в ячейки которой поверху навязываются ленточки. Основа бывает из материалов двух видов. Мы делаем на полипропиленовой, потому что она жестче, не повторяет форму накрытого объекта и, таким образом, лучше маскирует позицию. Многие бойцы отмечают, что мягкая сетка, когда что-то падает на нее, проваливается. От жесткой мелкие предметы, наоборот, отскакивают, — рассказывает Лилия Храмцова. — Ленты для нас на станках режут и приво­зят в мешках из микрорайона Стрижи. Шириной они порядка восьми сантиметров и длиной по метр-полтора. С одной бобины у нас получается восемь метров лент. На сетку нужно около десяти метров ткани, но расход зависит от способа плетения: на «травку» он больше.

Надо чем-то занимать

Ресурсный центр располагается в небольшом помещении, в такое входит лишь одна рамка для плетения сетей. Желающих помочь фронту настолько много, что часть поручений приходится выполнять на дому. Добровольца Аллу Точилину, например, такой порядок пока устраивает. Она занимается волонтерством в свободное от работы время, присутствовать в центре лично старается хотя бы раз в неделю. Говорит, что шила бы изделия и здесь, на месте, но помещение действительно не позволяет; благо что живет недалеко, в соседнем районе Новосибирска.

042-10-03.jpg

Фото: Павел Комаров, предоставлено мэрией Новосибирска

— Наша группа состоит из 50 добровольцев «серебряного» возраста. Костяк представляют человек 15, которые находятся у нас ежедневно. Еще примерно столько же приходят по возможности — как Алла, которая работает, но полоски для маскировочных сетей режет дома. Когда летом дачи заканчиваются, тут собирается и по 25 волонтеров. Людей надо чем-то занимать, поэтому мы стали делать подушки, для чего договорились с предприятием, которое изготавливает матрасы, одеяла, пледы, о безвозмездных поставках синтепона, — рассказывает Лилия Храмцова.

Как и маскировочные сети, подушки с чехлами из хлопка фронту тоже нужны. Для блиндажей требуются экземпляры обычных размеров, примерно 40 на 50 сантиметров; поменьше бойцы берут на позиции. Много подушек забирают гос­питали. Величина таких не столь значима: изделия утилизируются, если на них попадает кровь. Большие подушки, 70 на 70 сантиметров, актуальны для раненых, которые могут сидеть и передвигаться.

Жестяные банки

А еще в ресурсном центре делают окопные свечи. Собственно, помощь СВО с них и началась, когда население стало собирать и оставлять консервные банки на входной двери.

— Люди приходят вечером, когда центр уже закрыт, и вешают на ручку пакеты с жестянками из-под зеленого горошка. Бывает, что и по 20–30 штук. Некоторые в подъездах их собирают, школы объявляют сборы со стартом учебного года. На самых первых емкостях, которые нам приносили, дети наклеивали письма с пожеланиями скорейшей победы, но мы объяснили, что по технологии изготовления их все равно придется снимать. Теперь просто несут банки, — рассказывает Лилия Храмцова. — Плюс волонтерства при муниципальном центре заключается в том, что у нас все бюджетно: денежных сборов нет, необходимые материалы на безвозмездной основе поставляют предприятия, организации и население.

С 2023 года на базе ресурсного центра Калининского района Новосибирска работает группа активистов «Сибирский покров». Благотворительный фонд «Ты можешь» бесплатно обеспечивает материалом. Готовую продукцию забирает и передает на централизованную доставку от Новосибирской области инициативная группа жен военнослужащих. В основном изделия направляются в Белгород и Курск.