Куда необратимо плывёт Кораблик?

Почему общественники отказались от предложения мэрии взять в аренду остров на Оби, а также от попыток очистить эту часть суши от мусора
Годы идут, а вопрос «кто же должен убирать за несознательными гражданами в местах их активного отдыха на природе?» не решен. Сами туристы делать это не хотят, и заставить их, как выяснилось, невозможно, а волонтеры уже устали от бессмысленного труда. Точнее, смысл в нем есть, но он лишь откладывает на время необратимое захламление острова. Предложение градоначальства взять остров в аренду и убирать там вызвало у экоактивистов отторжение.
На очередном заседании комиссии по экологии в Законодательном собрании вновь рассматривали проблему. На этот раз вопрос в повестке звучал так: «О реализации пилотного проекта по профилактике загрязнения мусором мест неорганизованного отдыха граждан на острове Кораблик». Как выяснилось, речь скорее о закрытии данного проекта.
Для чего «Медведю» аренда?
Заместитель председателя парламентской комиссии Ярослав Фролов напомнил предысторию: межрегиональная общественная организация охраны природы «Медведь» год назад сообщила о своем желании не просто делать субботники на популярном острове, но и организовать там сбор мусора в контейнеры, установить предупреждающие таблички, проводить просветительские мероприятия по теме экологии.
— Речь шла о том, что есть у нас общественная организация, которая работает уже на острове Кораблик давно, самостоятельно, по собственной инициативе убирает территорию, — сообщил Ярослав Фролов. — Они выезжают на остров, убирают, а через какое-то время мусор там снова появляется! Мы долго обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что дальше так продолжаться не может и, с учетом особенностей менталитета наших граждан, нам необходимо все-таки предоставить отдыхающим на острове Кораблик возможность мусор цивилизованно куда-то складировать. У общественников были партнеры, которые готовы были за свои средства мусор вывозить. Хотелось бы услышать сейчас, на каком этапе находится пилотный проект.
Президент организации «Медведь» Никита Сабуров дополнил: проблематика сбора мусора после безответственных «любителей природы» носит системный характер.
— В качестве пилотного проекта для решения этой проблемы было выбрано три зоны дикого отдыха, и одна из них — Кораблик, — сказал Никита Сабуров. — Мы, как некоммерческая организация, предложили создание инфраструктуры туризма на острове и точек экопросвещения, над чем активно работаем уже много лет по всему Сибирскому федеральному округу. Планировалось до 10 тысяч туристов в год снабдить в том числе инфраструктурой, проводить минимум 20 мероприятий. Впрочем, все это время мы на острове Кораблик тем и занимались, просто хотелось все облагородить.
Однако оказалось, что Кораблик — это зона городских лесов, то есть принадлежит мэрии Новосибирска. И мэрия предложила общественникам взять участок на острове... в аренду.
— Мы обратились в мэрию, — сообщил Никита Сабуров. — Нас проконсультировали, что мы могли бы эту процедуру, то есть аренду, провести через торги, создав проект освоения лесов. С чем мы, как некоммерческая организация, были не согласны. Зачем нам подтверждать свою экспертность? Мы уже все и давно для этого сделали. А торговаться за землю у нас возможности не было. Второй вариант, который был нам предложен: по 1300-му постановлению получить землю в аренду. Но клочок земли, находящийся на этом острове, настолько мал, что развернуть там проект лесоустройства не представлялось возможным. При этом нарушать границы земельных участков у нас тоже в планах нет — что дали, с тем и работаем. Поэтому решили направить обращение в мэрию Новосибирска с тем, чтобы получить инструментарий. Написали обращение 3 мая 2024 года, ответа так и не получили. Но и сама идея, что мы должны бороться за участок, как-то нас не вдохновляет. Мы хотим помочь, а не заработать. Это ведь благотворительный проект, некоммерческий. На сегодня мы больше не готовы в таком ключе продолжать проект.
Вот как все повернулось...
Забота о чистоте — на плечи арендатора
Ярослав Фролов отметил, что экопроект Кораблика — перспективный, который планировалось тиражировать на другие похожие. «Затраты муниципалитета, по сути, брали на себя общественники, — подчеркнул парламентарий. — И только из-за того, что с мая прошлого года никто не удосужился вступить с ними в диалог, мы этот проект сейчас похороним?»
Ответила на вопрос председатель городского комитета охраны окружающей среды Мария Сидорова. По ее словам, действительно, остров Кораблик является зоной отдыха, которая регулярно используется Речфлотом. Здесь периодически проводится — не только этой общественной организацией, но и мэрией, и администрацией района — очистка территории, причем совместно с Речфлотом.
— Потому что Речфлот как раз использует Кораблик для выгрузки пассажиров, — уточнила Мария Сидорова. — Что касается обращений, то в рамках законодательства РФ эта территория — часть городских лесов, этот участок может быть предоставлен в аренду только при наличии комплекта документов, одним из которых является проект лесоустройства. В этом случае по процедуре аукциона он может быть предоставлен. Процедура достаточно прозрачная, но в данном случае мы понимаем, что некоммерческая организация должна разработать проект лесоустройства. Других вариантов в рамках законодательства нет. Но на территории имеются действительно небольшие кусочки земли, которые можно взять как раз для проекта благоустройства.
По словам Марии Сидоровой, если сейчас у общественной организации уже нет интереса развивать Кораблик, это может сделать кто-нибудь другой. А механизма предоставления муниципальной земли на безвозмездной основе сейчас не существует — в любом случае будет какая-то арендная плата. Бесплатного использования земельных ресурсов в России в принципе быть не может — всегда будут некие затраты, которые некоммерческой организации придется нести.
— Например, эта территория может стать экологическим кластером в рамках инвестпроекта, — сказал она. — То есть нужно обратиться в министерство регионального развития Новосибирской области за предоставлением субсидии для развития муниципальных образований на туризм и эту территорию с каким-то инвестором развивать. По 1300-му закону арендная плата минимальна, в том числе с учетом площади.
Судя по всему, на Кораблик все-таки найдется арендатор. И это хорошо, потому что плохо, если столько организаций тратят бесконечное количество ресурсов, но окончательный порядок не могут навести.
Зачем было тратить столько времени?
— Странно все это слышать по истечении года, когда мы запланировали этот пилотный проект, — высказалась Ирина Диденко. — Тогда нужно было сразу сказать, что есть очевидные бюрократические препоны, через которые мы точно не пройдем. Зачем было тратить столько времени, обнадеживать всех нас? Год назад мы все согласились, решение приняли, разошлись. Прошел год — мы снова развели руками.
Ярослав Фролов подчеркнул: корень проблемы в том, что кто-то на своем рабочем месте по какой-то причине вовремя не удосужился выйти с общественниками на диалог и дать им мотивированный ответ.
— Что касается инвестпроектов, помнится, Лев Решетников, министр экономического развития региона, говорил, что есть соответствующие программы, и попытаться вписать общественную организацию в реализацию этих программ тоже, думаю, было бы возможно. Есть пилотный проект у министерства финансов о социально ориентированных некоммерческих организациях. Механизмов много. Но эти механизмы до общественной организации доведены не были. Прошел год, долго стучаться в запертые двери тоже не интересно. Мы вернемся к этой теме — уверен, снова встанет вопрос, кто будет убирать Кораблик. И выяснится, что для этого из бюджета мэрии города Новосибирска будет необходимо взять несколько десятков миллионов рублей. А ведь достаточно было просто на определенном этапе поддержать общественников!
В итоге депутаты решили обратиться в органы прокуратуры по вопросу реализации федерального закона о порядке рассмотрения обращений граждан и порекомендовать министерству природных ресурсов Новосибирской области в рамках общественного совета оказать информационную поддержку общественникам — рассказать о программах минэконома и минфина.