«Венерология мне всегда нравилась...»

Заслуженный врач рассказал, что для него значит гуманизм и уважение к пациенту
Без знаний и умений не обойтись, но главным для врачей по-прежнему остаются гуманизм и уважительное отношение ко всем без исключения пациентам. Так считает доктор из Новосибирска с почти 30-летним стажем работы.
Всю свою профессиональную жизнь врач-дерматовенеролог Аркадий Рульнов принимает пациентов в Новосибирском областном клиническом кожно-венерологическом диспансере. В 1996 году в столице региона он получил высшее профильное образование, после чего было два года ординатуры по специальности «дерматовенерология», а затем — работа по специальности.
— Специализация «врач-дерматовенеролог» общая, но внутри есть направления, за которыми по возможности закрепляются конкретные сотрудники. В большинстве своем стараются, чтобы женский прием вела женщина, а мужской — мужчина, потому что так пациентам психологически комфортнее, хотя есть и случаи, когда женщины находятся на мужском приеме, — рассказал Аркадий Геральдович. — С первого дня, как я поступил на работу, меня определили на мужской прием, о чем я никогда не жалел. Во-первых, венерология мне всегда нравилась больше, чем дерматология, а во-вторых, живой поток людей и общение неизменно бодрят.
В основе — гуманизм
— В 2024 году мне было присвоено звание «Заслуженный врач Российской Федерации». Лично для себя считаю, что эту высокую награду в медицине и одну из самых весомых для практикующего врача я получил за искреннее уважительное отношение к людям, к нашим пациентам. На протяжении почти 30 лет профессиональной деятельности стараюсь вот эту любовь к человеку сохранить, потому что в своей работе считаю ее главной.
Я принадлежу к поколению не совсем старшему, но которому все равно присуще чувство долга по отношению к работе. Для меня нет вопроса в том, что что-то тяжело или не нравится и что это как-то может повлиять на работу. В любом случае понимаю, что это мои работа и обязанности, поэтому сделаю так, как должно быть.
А справочка у вас имеется?
— Из практики мне особенно запомнился случай, который произошел лет 20 назад. Обратился ко мне молодой человек: «Хочу обследоваться на инфекции, но жалоб у меня никаких нет». Анализы приходят все хорошие, но тогда как раз стали внедряться новые методы диагностики. И вот молодой человек приходит снова через пару дней: «Хочу и ПЦР-диагностикой обследоваться». Обследовались на все, что смогли, и у него по-прежнему все хорошо. Тогда я спросил у молодого человека: «Почему вы так? Что мы ищем?» — «Понимаете, доктор, я познакомился с девушкой настолько щепетильной, что она не соглашается вступать в отношения без справки, и настолько скрупулезной — она знает обо всех методах обследований».
Я поздравил пациента с тем, что он здоров, вручил ему соответствующий документ, и он ушел. Каково же было мое удивление, когда недели через три снова увидел его на приеме. Я говорю: «Что случилось?» — «Знаете, доктор, как-то я неважно себя чувствую». Он заболел тогда сразу двумя или тремя болезнями, пришлось лечиться.
С одной стороны, здесь можно было бы и улыбнуться, а с другой — посочувствовать. Но есть тут и мораль: справку об отсутствии венерических заболеваний лучше требовать обоим партнерам. Мне кажется, в современных условиях люди, особенно молодые, которые готовятся вступить в отношения, на такую инициативу не только не обидятся, но и поприветствуют, потому что есть много инфекций, протекающих бессимптомно, и человек может даже и не подозревать, что болен.
Момент из жизни
— Затрудняюсь выделить какие-то сложные с профессиональной точки зрения случаи. Скорее, это отдельная их категория, когда пациенты со своей второй половиной планируют беременность, но не получается. Тут многое зависит в том числе и от здоровья мужчины. В моей практике было, когда продолжительное время мы с пациентами лечили хронически протекающие инфекции и возникшие на их фоне нарушения репродуктивной функции.
За выздоровление приходилось буквально бороться, но когда после всех наших общих усилий пациент сообщал, что ребенок родился, и говорил «спасибо вам огромное», то вот этот самой момент был и остается одним из самых приятных в жизни врача. Я уверен, что в дальнейшем такие пациенты становятся заботливыми отцами, потому что у них и ребенок более чем долгожданный, и путь к нему был действительно тяжкий.
С новыми силами
— Я родился и вырос в Новосибирске, в семье преподавателя игры на фортепиано и инженера, зато большинство двоюродных родственников — дяди, тети, братья, сестры — работали врачами. Всегда понимал, что пойду по гуманитарному пути; в свое время делал выбор между юридическим и медицинским институтами, но в итоге склонился к медицине. Когда мы, студенты, прошли курс на кафедре кожных и венерических болезней, подумал, что будет интересно работать в этой дисциплине. Так и оказалось: на прием приходят люди в основном молодые, с разными историями, но всегда радостно видеть, как они выздоравливают.
Свободное время предпочитаю проводить за городом: отправляюсь на рыбалку, хожу в баню, собираю грибы, если удается, стараюсь в отпуск в теплые края съездить. Такие увлечения позволяют в какой-то мере отвлечься от работы, чтобы потом вернуться к ней с новыми силами.
АКТУАЛЬНО


