Без замечаний на финальной стадии
Как контролируют производство лекарств в Новосибирске и что читают фармацевты в свободное от работы время?
Татьяна Русановская трудится в крупной фармацевтической компании, где выполняет серьезные задачи, призванные сохранять здоровье человека. Коллеги убеждены, что одно только ее участие гарантирует успешное течение дел.
Татьяна Михайловна спокойно разберет вопрос любой сложности и предложит эффективные пути решения. У нее широкий кругозор, хорошая память; она ответственный человек и интересный собеседник.
Наша землячка работает на производстве лекарств. В компании «Вектор-БиАльгам» — последние шесть лет, три с половиной из которых возглавляет отдел обеспечения качества. Кстати, именно здесь, на новосибирском предприятии, выпускают вакцину для профилактики гепатита А.
— Создание вакцин считается одним из самых сложных в производстве лекарственных средств. Здесь все должно быть стерильно, очень аккуратно и правильно сделано, так как речь идет о здоровье человека, — подчеркивает Татьяна Михайловна. — У нас длительный цикл производства и непростые технологические процессы. Чтобы они дали нужный результат, с начала и до конца их следует обеспечивать правильным сырьем, материалами. Как начальник отдела, я должна проверять, чтобы все необходимые документы были правильно оформлены, требования регламентов исполнены, то, что сделано, зафиксировано. Если установленные правила предприятие будет строго соблюдать, то мы обязательно получим качественную вакцину.
В компании также есть отдел контроля качества. Он осуществляет проверки не только в ходе производства, но и на стадии выпуска готовой продукции. Наш отдел должен сделать так, чтобы в финале у коллег не появились замечания.
Неожиданный вираж
Татьяна Русановская родилась в 1965 году в Уфе. Родители трудились в нефтеперерабатывающей отрасли, а дочь увлекалась игрой на гитаре, училась в музыкальной школе. Получив аттестат о среднем образовании с золотой медалью, решила поступать в театральный институт. Мама и папа были в недоумении, но отговаривать не стали. Девушка не прошла по творческому конкурсу, пришлось вернуться домой и попробовать силы в ближайшем высшем учебном заведении. В местный нефтяной институт поступила легко, на модную специальность «инженер-технолог микробиологических производств».
— Она показалась интересной именно своей новизной, на тот момент это был всего лишь третий или четвертый набор. Я тогда не особо понимала, что она из себя представляет, но подумала, что направление «биотехнология» очень перспективное, про него много говорят, — вспоминает Татьяна Русановская. — Красный диплом предоставил мне право выбора при распределении выпускников, и я поехала в Новосибирск, во Всесоюзный научно-исследовательский институт молекулярной биологии, где начала трудовой путь с должности стажера-исследователя.
Зависит от характера
По специальности Татьяна Русановская работала три года, после чего с разницей в 4,5 года родила двоих детей. После декретных отпусков ее пригласили в технологический отдел, где внимание акцентировалось на документах и организационных вопросах. Затем перешла на регистрацию лекарственных препаратов, потом переключилась на сертификацию.
— Я имела дело с очень широким спектром направлений, но все они так или иначе связаны с лекарственными средствами. У моих занятий действительно разная специфика, освоить их было нелегко, но я справилась. Видимо, это зависит от характера. Есть люди, которые не могут и не умеют, не хотят учиться новому, а мне всегда интересно что-то узнавать, выяснять. Когда что-то такое появляется, не спешу обращаться к кому-то за ответами, а пытаюсь разобраться сама, — говорит Татьяна Русановская. — Разносторонние направления, которые пришлось изучать, очень помогают работать сейчас, потому что обеспечение качества подразумевает выполнение большого перечня требований. Это проще делать, если ориентируешься в смежных сферах.
Точка зрения
В сфере выпуска лекарственных средств для стран — участниц Евразийского экономического союза установлены так называемые правила надлежащей производственной практики. В них описаны принципы, выполнение которых и обеспечивает выпуск качественной продукции.
— А вот как реализовать эти принципы, каждое предприятие решает самостоятельно. Более того, мы должны свои действия подкрепить экспериментами и воспроизводством процессов, чтобы доказать проверяющим органам правильность принятого решения. По такому пути идет весь фармацевтический мир, где развито более-менее качественное производство, — комментирует ситуацию Татьяна Русановская. — Правила выполнять очень сложно, потому что некоторые из них требуют существенного вложения финансов и предварительной проработки. В результате до момента, когда продукция выйдет на рынок и начнет приносить прибыль, может понадобиться приличное количество времени и денег. В этом и заключается основное препятствие для становления небольших фирм, которые зачастую такого ресурса лишены. Думаю, государственная поддержка пришлась бы им очень кстати.
Предприятиям, у которых весомые производственные портфели, которые много выпускают и много продают, например, дорогой продукции, в какой-то мере проще. Мы тоже справляемся, хотя у нас в ассортименте пока два препарата. Конечно, Министерство промышленности и торговли России нас регулярно проверяет; бывают и замечания, мы их исправляем.
Самодостаточные люди
Специфика работы подразумевает изучение значительного объема технической литературы, в свободное время Татьяна Русановская тоже читает, но художественные книги. Предпочитает классические зарубежные и отечественные детективы, российскую фантастику. Последняя, по ее мнению, расширяет кругозор, стимулирует в поисках нестандартных решений и вариантов действий.
По большим праздникам за накрытым столом собирается вся семья: супруг, дети и внуки. Сын работает программистом, дочь занимается логистическим бизнесом. Оба получили высшее образование, самостоятельно выбрали профессии. В детстве родители водили ребят по разным кружкам и секциям, чтобы они пробовали, что называется, искали себя. Воспитывали по принципу «куда интересно — туда и иди».
— Раньше встречались чаще, но домочадцы воспринимают ситуацию спокойно. Мы как-то все самодостаточны, — объясняет Татьяна Михайловна. — У меня, например, есть мои книги, моя работа, и какого-то ощутимого дискомфорта, когда дети выросли и стали жить отдельно, я не испытывала. Понимаю — а в свое время читала много книг и по психологии, — что это естественный ход событий.