USD 104.2361 EUR 110.2041
 

За кулисами конферанса, или Что на душе у человека с микрофоном

Мария БОРОВЕЦ
Николай Волошин: «Отношу себя больше к классическим ведущим-конферансье. Основное направление — сценические площадки, официальные церемонии, торжественные мероприятия, презентации, концерты — как классические, так и эстрадные. В профессии важно развиваться, и конферансье, как любой артист, хорош, когда может собой заполнить несколько историй. По­этому работаю и в развлекательном жанре: на корпоративах, юбилеях и свадьбах». Фото: Андрей Заржецкий
Николай Волошин: «Отношу себя больше к классическим ведущим-конферансье. Основное направление — сценические площадки, официальные церемонии, торжественные мероприятия, презентации, концерты — как классические, так и эстрадные. В профессии важно развиваться, и конферансье, как любой артист, хорош, когда может собой заполнить несколько историй. По­этому работаю и в развлекательном жанре: на корпоративах, юбилеях и свадьбах». Фото: Андрей Заржецкий

Он начинал клоуном в Центральном парке, стал самым любимым персонажем новосибирской детворы. Сегодня — один из самых востребованных в столице Сибири конферансье. Знакомьтесь — Николай Волошин.

Наш гость поделился профессиональными секретами. Ведущий торжества — это искусство, и талант, несомненно, важный фактор успеха. Но это и ремесло, требующее мастерства и вовлеченности в процесс на 100 процентов. Взять и, как думают многие, запросто что-то эдакое сказать в мик­рофон — на деле кропотливый труд, способность мобилизоваться и взять ситуацию под контроль, если что-то идет не по сценарию и этого никто не должен почувствовать. А еще слышать и понимать публику, быть с ней на одной волне, а точнее, поднимать зрителей на свою волну — волну события.

Фраку предшествовал клоунский парик

Николай Волошин признается, что до сих пор распечатывает сценарии, предпочитая бумагу новейшим девайсам*. Почему?

— Нет ничего надежнее листа с напечатанным или рукописным текстом, который можешь в любой момент поправить, дополнить, расставить ударения в фамилиях; бумага не разрядится, не «заглючит»; не «закроется» нужная страница. И потом, для меня процесс запоминания эффективнее, если читаю текст именно с бумаги, это ведь еще и очень тактильная история. Да и какой особый кайф: уходишь за кулисы после номера и, выдыхая, красивым жестом отбрасываешь отработанную страницу сценария в 25 листов!

Николай в профессии уже 15 лет, то есть 2024-й, можно сказать, его личный «юбилейный». С чего все началось?

— Сцена — моя детская мечта. Совершенно осознанно получил музыкальное образование, я профессиональный баянист и мог бы растягивать меха, завое­вывать сердца публики игрой на инструменте. Но однажды по ТВ увидел объявление, что в Центральный парк требуются ведущие развлекательных мероприятий, и отправился на кастинг. Казалось, что, едва покажу себя, мне непременно будут аплодировать, скажут, что именно меня искали. Пришел и завалил первый кастинг. Со второго раза взяли. Представлял, что приду, мне дадут самый красивый костюм, гримеры красиво зачешут мою челку и под фанфары я выйду в свете прожекторов на сцену. Не тут-то было. Получил костюм клоуна, дали грим: «вот с этого и начнешь». Так на два года я стал клоуном Клёпой. К моему удовольствию, этот персонаж был одним из самых популярных — «на меня» каждые выходные приходило огромное количество детей. Только после успеха Клёпы мне в качестве ведущего поручили провести какое-то маленькое классическое мероприятие, стали выводить на вечерние программы в парке. Первым значимым событием в моей профессиональной карьере, конечно, был концерт в честь Дня Великой Победы 9 мая.

Шесть правил Волошина

Что в голове у конферансье, который готовится выйти на сцену?

— Во-первых, важно, как говорят профессионалы, быть в теме, знать материал, с которым ты работаешь на сцене, в деталях разбираться в событии — концерт ли это симфонического оркестра, День медицинского работника или новогоднее представление, нужно глубоко понимать концепцию мероприятия, замысел режиссера, что необходимо донести до публики, какой настрой. Это задача конферансье.

Во-вторых, внешний вид. Ведущий должен выглядеть безупречно, с него начинается концерт, как театр начинается с вешалки. Сюда же — проработанная речь, умение держать себя на сцене.

В-третьих, способность работать на тысячный зал. Уметь заполнить собой это огромное пространство, потому что ты не поешь, не делаешь шоу, не танцуешь, не играешь на скрипке, а работаешь исключительно в разговорном жанре. Причем произносишь небольшой текст, и он отнюдь не смешной, но важно, чтобы его не просто слышали, а именно слушали. И это искусство.

В-четвертых, непреложный закон сцены — смотреть в зал, на людей, ловить их взгляды: интересно ли зрителям? Они, в свою очередь, тоже ловят твой взгляд, посылают улыбки, настроение, заряжают. И в таком взаимном обмене складывается единодушное отношение к событию, вовлекает весь зал в происходящее на сцене.

В-пятых, что вытекает из предыдущего пункта: работать с залом в целом, а не с кем-то конкретным из гостей, участников мероприятия. Неправильно людей, пришедших на торжественное мероприятие любого характера — хоть корпоратив, хоть свадьбу, — ставить в неловкое положение. Я ушел от этого концептуально и поставил перед собой некий закон своих событий — не дергать людей по одному. Это может быть работа с командами или в целом с коллективом: если человек знает ответ — сам скажет, а если зазвучит любимая песня, он сам подпоет или пойдет танцевать. Важно держать людей в комфортной для них обстановке и атмосфере.

В-шестых, конферансье должен держать динамику события, усилив ее к финалу. И здесь как раз эффективнее работают объединяющие истории. Конечно, у всех разный подход к организации и ведению мероприятий, но, по моему опыту, коллективный принцип — в плюс. Гости во время музыкальной паузы если и расходятся, то, как только слышат голос ведущего, пчелками возвращаются в зал, им интересно, что дальше, — это показатель успеха. Им классно, кайфово быть с тобой на этом событии. Ведущий ушел, а гости сказали: «Мы отлично отдохнули, нам было комфортно».

Когда в финале события над тобой салют в честь Дня Победы, к тебе подходят люди: «Спасибо, было хорошо», это лучшая награда для артиста. После профессионального праздника признание публики — а это главные герои события, и для них важно, как о них говорят, — для меня успех.

Ведущий — как… сапёр

Сложно ли вести события?

— Скорее, это большая ответственность, — говорит Николай. — Ты не имеешь права на ошибку, как хирург или сапер. Мероприятие не перемотаешь назад, событие не повторишь. Все нужно делать с первого дубля.

Важно ли, на какой сцене работает конферансье? В Новосибирске, по словам нашего собеседника, есть очень достойные пространства. Во-первых, конечно, любимый и «родной» для Николая Волошина Государственный концертный зал имени Арнольда Каца.

— Приятно работать на сцене ДКЖ, Дома ученых в Академгородке. Единственная сцена в Новосибирске, на которой я не был, и это моя мечта — оперный театр. Но, раз уж зашел разговор, не могу не отметить сцены в районных домах культуры и досуговых центрах, которые за последние пять лет модернизированы, а где и созданы с нуля благодаря национальному проекту «Культура». Так вот, в этом смысле мегаполис может позавидовать, скажем честно, райцентрам — в профессиональном уровне оснащения сцен, качестве звука, света, визуального оформления и прочих технических возможностей.

Со слезами на глазах

Николай признается, что берется далеко не за все предложения. В проекте события, по его ощущениям, должна быть заключена социальная, полезная для людей, сообщества история.

— Мне интересны мероприя­тия, участвуя в которых могу запустить луч добра, — говорит наш собеседник. — Уже несколько лет в День Победы — для меня это особое событие, мой дедушка прошел войну — веду церемонии вручения медальонов солдат, погибших в Великой Отечественной войне, их родственникам. Для меня — говорю без деланного пафоса — это в буквальном смысле возвращение истории, возвращение семьям их героев. До слез.

Очень глубокое и трогательное для меня событие — День опекуна, регулярно участвую в нем, а также в мероприятиях, связанных с поддержкой детей с инвалидностью. После долгое время переосмысливаю свои подходы к жизни. Ребенок — любой — не должен быть несчастным. И мы все должны ему помочь, это наша миссия, всех взрослых.

Или события, связанные с паралимпийцами. Каждый раз выхожу в состоянии какого-то внутреннего счастья и с большим вопросом к самому себе: а ты-то, Коля, что можешь? Да, все эти и подобные события влияют на меня как на ведущего, я не манекен во фраке и пропускаю эти истории через себя. И знаете, люди это тонко чувствуют. А иначе ничего и не получится. Быть бездушным в моей работе нельзя.

* Термин для обозначения различных электронных устройств — смартфонов, компьютеров, планшетов, выполняющих утилитарные прикладные и развлекательные функции. Девайсы могут быть и механическими или электромеханическими, например, пульты управления, игровые приставки, фитнес-трекеры, камеры и даже мясорубка или электроплита.