USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Профессиональное будущее: ренессанс «не вышки»

Светлана ФРОЛОВА
Управление дроном — одно из перспективнейших направлений в выборе будущей профессии среди новосибирских школьников. Фото: Андрей Заржецкий
Управление дроном — одно из перспективнейших направлений в выборе будущей профессии среди новосибирских школьников. Фото: Андрей Заржецкий

Подготовка новых специалистов в регионе ведётся в рамках федеральных и национальных проектов

Какие профессии выбирают новосибирские школьники чаще и какие из них наиболее востребованы у работодателей? По разным оценкам, проблемы кадровой обес­печенности будут решены только к 2033–2035 годам, поэтому нам еще предстоит достаточно долго жить в таких условиях кадрового обеспечения. И сегодня на первый план выходят колледжи.

Замгубернатора Валентина Дудникова, министр образования Новосибирской области Мария Жафярова и директор Новосибирского профессионально-педагогического колледжа Светлана Лузан рассказали о подготовке будущих кад­ров в регионе.

Выбираем колледжи

Тема кадрового обеспечения страны является сверхактуальной, причем по большому счету не только для Новосибирской области, но и для России в целом, подчеркнула Валентина Дудникова. В нашем регионе очень активно идет реализация среднего профессионального образования, в том числе в рамках федеральных и национальных проектов. В этом смысле флагманом является федеральный проект «Профессионалитет», который раньше реализовывался в рамках нацпроекта «Образование», а теперь перешел в новый нацпроект «Молодежь и дети».

Кроме того, в новом нацио­нальном проекте «Кадры», который также начнет работать с 1 января 2025 года, отдельное внимание уделяется федеральному проекту «Человек труда» — он направлен на повышение престижа рабочих профессий и создание условий для профессиональной самореализации молодежи и осведомленности граждан о доступных механизмах профессионального развития.

— Год от года мы фиксируем все большую популярность наших колледжей и вообще учреждений профобразования, — подтвердила тенденцию глава мин­обра. — Вот на сегодняшний момент в разных муниципалитетах по-разному, но от 40 до 65 процентов выпускников девятых классов выбирают среднее профессиональное образование. Причем мы увеличиваем контрольные цифры прие­ма. Только за последние три года контрольные цифры приема за счет бюджета почти на 2000 увеличены в колледжах, расположенных на территории нашего региона. В частности, это связано и с повышением, так сказать, престижа среднего профессионального образования, но также и с большей информационной доступностью. Появились сервисы, которые позволяют подать заявления онлайн, и по совокупности все эти факторы привели к тому, что в 2024 году у нас было подано 57 891 заявление на поступление в колледжи. Если сравнить, в 2023 году их было 27 750, то есть ровно в два раза меньше. Это говорит о том, что колледжи, конечно, в тренде, — указала Мария Жафярова.

Дизайнеры, геологи и… издательское дело

На какие же специальности сейчас наибольший спрос в Новосибирской области?

— Это в первую очередь графический дизайн, — говорит Мария Жафярова. — Вот несколько цифр: 735 заявлений, а контрольные цифры приема на бюджет у нас — 25, исходя из потребностей рынка труда. Мы формируем контрольные цифры приема в тесной стыковке с министерством труда и социального развития Новосибирской области. У нас есть информационные продукты, платформа, которая позволяет прогнозировать и увязывать потребность рынка и контрольные цифры приема в наши колледжи и вузы, в качестве предложения в Федерацию. Итак, самые востребованные: геологическая съемка, поиски, разведка месторождений полезных ископаемых — 15 заявлений на одно место. Еще в топе находится издательское дело — 14 человек на одно место. Информационные системы и программирование, сетевое и системное администрирование уже несколько лет подряд тоже в топе наиболее востребованных: в эту приемную кампанию было 12 заявлений на место. Кроме того, школьников интересует производство и обслуживание авиационной техники — 10 человек на место. А также информационная безопасность, полиграфическое производство, техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования по видам транспорта — девять человек на место. Вот наши наиболее востребованные специальности, которые реализуют колледжи, расположенные на территории Новосибирской области.

Сейчас на рынке труда у нас необходимы слесарь механо­сборочных работ, фрезеровщик, токарь, сборщик, клепальщик, оператор станков с программным управлением, монтажник электрооборудования летательных аппаратов, слесарь-ремонтник.

— Я хочу сказать, это весьма неплохо оплачиваемые рабочие профессии и специальности, — подчеркнула Мария Жафярова. — Для того чтобы гармонизировать намерения абитуриентов, выпускников и рынка труда, мы, конечно, очень плотно взаимодействуем с нашими работодателями, индустриальными партнерами. Тут я обращаюсь собственно к нашим индустриальным партнерам: современная ситуа­ция такова, что работодатель должен участвовать в проектировании образовательного процесса. Чувствуете, как глубоко уходит интеграция? Работодатель уже не просто согласовывает учебный план, как это и положено по закону об образовании, он деятельно формирует учебные модули, содержание практики. Если, не дай бог, не произойдет такого взаимодействия, то можно считать, что процесс трудоустройства, который должен завершить, по сути, наше обучение, будет не столь успешен.

Новый год — новые стандарты

Как уточнила Мария Жафярова, каждый год обновляется перечень программ профессио­нального образования и обучения, которые реализуются в колледжах.

— На сегодняшний момент их около 160, — сообщила министр. — Обновление этого года в значительной степени связано с тем, что нужно увязать образовательный стандарт, который очень консервативен, с требованиями работодателей. Поэтому Министерство просвещения пересматривает образовательные стандарты в связи с запросами работодателей. И вот в 2024 году началась реализация 13 новых федеральных государственных образовательных стандартов. В частности: зоотехния, пчеловодство, эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, торговое дело, оператор почтовой связи, полиграфическое производство, оператор оборудования швейного производства и другие. Получается, что в этом году мы начали реализовывать новое содержание, и те ребята, которые поступили в этом году в наши колледжи, уже, по сути, по обновленному содержанию обучаются. Это процесс непрерывный, и каждый год появляется что-то новое.

Инклюзивное направление

Как напомнила директор Новосибирского профессионально-педагогического колледжа Светлана Лузан, на днях завершил свою работу «УчСиб-2024», где учреждение как раз представляло инклюзивное направление.

— Профориентация очень активно развивается в Новосибирской области и среди ребят с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья, — сказала Светлана Лузан. — Сетевое взаимодействие мы сейчас организовываем со всеми участниками образовательного процесса и образовательного рынка.

Детские сады, школы, коррекционные школы, учреждения среднего профессионального образования и вузы сейчас активно взаимодействуют, чтобы ребят, в том числе с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья, направить в профессиональное будущее.

— Если посмотреть статистику, то ребят в девятых классах с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья сейчас насчитывается около 1400 человек. Из них более 700 идут в учреждения среднего профессионального образования, поступают, причем на общих основаниях, потому что законом не предусмотрены льготы для поступления инвалидов в систему среднего профессионального образования. Тем не менее они являются конкурентными и учатся на совершенно разных специальностях и профессиях, их в этом никто не ограничивает. И потом активно участвуют в разных профориентационных проектах. Недавно мы запустили такой интересный проект с общественной организацией инвалидов «Вектор» — это работа с ребятами, имеющими ментальные нарушения, — по управлению беспилотными аппаратами. И ребята сначала обучаются в игровой форме, потом отрабатывают на симуляторах, а затем учатся управлять дронами в реальном времени.