Школьные новеллы: серьёзная перезагрузка
В 2025 году появится единый учебник истории для пятых — девятых классов
Для 372 тысяч школьников и 120 тысяч дошкольников учебный год начался в штатном режиме. Для них подготовлены 960 школ, 582 дошкольные образовательные организации и 119 организаций дополнительного образования. Ребята занимаются по непривычным пока учебникам, часть ходит на уроки во вторую смену.
В сентябре в школы Новосибирской области пришло учиться меньше детей, чем в прошлом году. Официальной информации Росстата пока нет, однако, по предварительным данным регионального министерства образования, речь может идти примерно о двух тысячах детей. В дальнейшем численность ребят школьного возраста продолжит сокращаться, что обусловлено демографической ситуацией в целом.
Тем не менее это не значит, что проблема переполненности школ исчезнет постепенно сама собой. Сегодня 271 школа продолжает работать в две смены. Здесь учится около 30 процентов всех детей Новосибирской области.
Разморозка строительных площадок
Такие образовательные организации преимущественно находятся в новых жилых массивах Новосибирска и Новосибирского района области, где по традиции много молодых семей с детьми. Например, в одной из школ, рассчитанной на 1100 мест, занимается 3900 ребят.
Удачным решением вопроса представлялось строительство современных школ на условиях государственно-частного партнерства. К сожалению, концессионеры не справились со взятыми на себя обязательствами. Объекты или не достроены, или, согласно заключению стройнадзора, их надо переделывать.
Региональные и федеральные органы власти работают над актуализацией проекта; строительство будет возобновлено. Более того, сейчас, когда формируется очередной бюджет Новосибирской области, на отдельных территориях профильное министерство предлагает не только активировать замороженные площадки, но и возвести здания дополнительно.
Если говорить об уже действующих школах, то, как и положено, к началу учебного года их привели в порядок. Только на текущий ремонт и устранение недостатков, выявленных надзорными органами, было направлено 2,9 миллиарда рублей. Это на 400 миллионов рублей больше, чем в прошлом году.
Кроме того, идет капитальный ремонт учреждений. По линии федеральной программы одно- и двухлетние циклы выполняются в 36 школах. В 2024 году три объекта введены в эксплуатацию, еще три будут завершены до конца года.
В следующий период министерство образования Новосибирской области считает необходимым сделать капитальный ремонт еще в 84 учреждениях, соответствующая заявка находится на рассмотрении.
Источник пополнения кадров
Сохраняется дефицит кадров. Частично вопрос решается за счет сотрудничества с местными педагогическими университетом и колледжем. Каждый год такое взаимодействие позволяет привлечь на работу несколько сотен молодых специалистов. В 2023 году, например, в школах закрепились, то есть продолжали работать и после первой четверти, 660 человек. Тем не менее на конец года фиксируется порядка тысячи вакансий.
Решению вопроса хорошо содействовал федеральный проект «Земский учитель», но он прекратит свое существование с завершением национального проекта «Образование». На смену приходит другой — «Молодежь и дети». В него входят девять федеральных проектов, в которых объединяются уже существующие меры поддержки для целевых категорий населения.
— Мы посмотрели паспорт проекта. Это новый источник пополнения кадров, — подчеркнула на пресс-конференции в ТАСС, посвященной началу учебного года, министр образования Новосибирской области Мария Жафярова. — Продолжаем работать с педагогическим университетом с возможностью гарантированного трудоустройства для выпускников. Несмотря на то, что в 2024 году схема организации целевого набора усложнилась и ведется через платформу «Работа России», мы на 20 процентов перевыполнили показатель прошлого года.
Берут нагрузку на себя
В Новосибирской области имеются проблемы с переполненностью школ и нехваткой кадров, а вот обязательных по учебному стандарту дисциплин, которые бы не преподавались, нет. Дело в том, что нагрузку берут на себя действующие педагоги. В последнее время они еще и успешно осваивают новшества, обусловленные трансформацией образовательного процесса.
— Продолжается построение суверенной системы образования, что выражается в изменении ее содержания, — рассказала Мария Жафярова. — С 2023 года все школы нашей страны, и Новосибирской области в том числе, работают по единым основным учебным программам. Обновлены федеральные образовательные стандарты.
С прошлого года, впервые за 30 лет, был разработан, прошел экспертизы и поставлен в школы учебник истории для старших классов. С 1 сентября 2025 года ожидаем единый государственный учебник по истории для пятых — девятых классов. В настоящее время заканчивается его многоступенчатая экспертиза, задействованы в которой не только научное сообщество, высшая школа, но и учителя-практики. Надеюсь, Новосибирская область тоже примет активное участие в обсуждении.
К следующему учебному году планируется выпустить учебник по обществознанию для девятых классов. Этот предмет будет изучаться только в девятых — одиннадцатых классах. В программе шестых — восьмых классов таковой больше не предусматривается.
— С 1 сентября введены новые предметы с точки зрения наименования и содержания — «Труд (технология)» и «Основы безопасности и защиты Родины», — добавила министр. — В них сильна воспитательная компонента. В Новосибирской области была организована комплексная профессиональная подготовка учителей нового предмета «Основы безопасности и защиты Родины». По распоряжению губернатора Андрея Травникова во взаимодействии с региональной общественной организацией «Звезда» проведены сборы для педагогов на полигоне с углубленной практико-ориентированной подготовкой. С ними работали профессиональные инструкторы — участники специальной военной операции, и для педагогов это стало серьезной перезагрузкой. В свою очередь, специалисты Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования рассказывали об изменениях в рабочей программе, тематическом планировании.
Выбор действительно есть
В рамках национального проекта «Образование» в Новосибирской области была создана дополнительная инфраструктура, призванная усиливать качество школьного образования.
— В 66 процентах школ, расположенных в сельской местности, организованы «Точки роста». Это центры естественно-научного и технологического образования с очень серьезным лабораторным оборудованием и усиленной материальной базой. Они используются для занятий по программам дополнительного образования, — рассказала Мария Жафярова. — В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» только в этом году мы создали восемь тысяч новых мест дополнительного образования на базе образовательных организаций для детей от пяти до 18 лет. За время реализации национального проекта «Образование» в регионе появилось более 62 таких мест. Из них 28 процентов имеют техническую направленность, 22 — физкультурно-спортивную, 16 процентов — естественно-научную, 14 — социально-гуманитарную, 11 — художественную и девять — туристско-краеведческую.
По линии проекта «Образование» появились и «ИТ-кубы». Они формируют у ребят цифровую грамотность. Шестой откроется в 2024 году в Доме детского творчества Куйбышевского района Новосибирской области. Кроме того, отлично зарекомендовали себя и продолжают создаваться высокотехнологичные «Кванториумы» для будущих инженеров.
«ИТ-кубы» и «Кванториумы» работают на базе конкретных образовательных организаций, но приходить, пользоваться оборудованием и учиться там могут дети со всего муниципалитета.