USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Вакансий больше, чем безработных

Светлана ФРОЛОВА
По профессиональной принадлежности наиболее востребован инженерный персонал, медицинские и педагогические работники, станочники, слесари, монтажники, электрогазосварщики, электромонтеры, сборщики, водители, швеи, повара, бетонщики. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
По профессиональной принадлежности наиболее востребован инженерный персонал, медицинские и педагогические работники, станочники, слесари, монтажники, электрогазосварщики, электромонтеры, сборщики, водители, швеи, повара, бетонщики. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Работодатели в промышленности, торговле, здравоохранении, образовании и строительстве в поисках персонала

Дефицит кадров в регионе достиг катастрофических размеров. На сегодня в банке вакансий Новосибирской области 42 тысячи предложений работы, а количество официально зарегистрированных безработных — всего около 7,7 тысячи человек, причем соискателей стало на 40 процентов меньше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

О ситуации рассказала начальник управления занятости населения министерства труда и социального развития Новосибирской области Ольга Лаврова.

Куда «проваливаются» рабочие руки?

Итак, тренд последних двух лет — увеличение кадрового дефицита практически во всех отраслях деятельности. И это при сохраняющихся рекордно минимальных позициях по безработице.

027-06-03.jpg

— Сегодня, по данным Росстата, которые формируются на основе опросов населения, уровень общей безработицы в среднем составляет 3,5 процента, — сообщила Ольга Лаврова. — При этом зарегистрированная безработица, то есть тот показатель, который фиксирует у себя центр занятости, еще ниже — 0,6 процента. В целом в регионе зафиксирован один из самых низких показателей безработицы за последние 20 лет.

Что касается кадрового дефицита, в настоящее время работодатели региона нуждаются в 42 тысячах работников. И порядка 60 процентов от общего числа потребностей приходится именно на город Новосибирск. Мегаполис, выходит, как резиновая бочка, все принимает и принимает людей, но официально они не трудоустраиваются? Попадают в серую зону?

Между тем дефицит кадров ощущается остро практически во всех сферах деятельности, но острее всего — в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве. Очень большой спрос на представителей рабочих профессий: слесари, монтажники, сварщики. Наряду с этим есть большой запрос и на инженеров различных направлений, специалистов айти. По последним, правда, тоже вопрос: их выпускают и выпускают, а куда же они улетучиваются? В этом смысле целевой заказ с последующей отработкой был бы вариантом для работодателя или нет?

Конечно, служба занятости всеми силами пытается помочь работодателям: «В первую очередь, это мероприятия, связанные с подбором людей, кандидатов на рабочие места, — уточнила Ольга Лаврова. — Ярмарки вакансий, гарантированные собеседования, другие мероприятия, которые организуются центрами занятости, такие как Всероссийская ярмарка трудоустройства — она проходит во всех муниципальных районах и в городе Новосибирске. Всего задействованы 33 площадки, из них две — в Новосибирске».

Как убедить поработать?

Что предпринимается на уровне власти, чтобы стимулировать соискателей к получению официальной работы? Кстати, в областном бюджете на разного рода меры поддержки предусмотрено около 154 миллионов рублей.

— Например, временное трудоустройство, общественные работы, когда человек может присмотреться к месту работы, к работодателю и принять более взвешенное решение о трудоустройстве на постоянной основе, — говорит Ольга Лаврова. — Для того чтобы человека замотивировать на выбор такой меры поддержки, в областном бюджете мы предусмотрели средства на выплату материальной поддержки участников временных работ: в размере 3800 руб­лей для подростков в период временного трудо­устройства и 7600 рублей для граждан старшего возраста, относящихся к испытывающим трудности в поиске работы и другим категориям. Для работодателей также предусмотрена большая программа субсидированного найма. Она финансируется из средств федерального бюджета. Работодатель в случае трудоустройства отдельных категорий граждан, например молодежи, может получить субсидию для возмещения расходов по оплате труда в размере трех МРОТ. Если же работодатель принимает решение о трудоустройстве человека с инвалидностью, он может получить компенсацию в размере шести минимальных величин оплаты труда. А если работодатель возглавляет предприятие оборонопромышленного комплекса и готов принимать людей из других районов области и регионов, он может получить субсидию до 12 МРОТ.

027-06-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

И конечно, большой блок возможностей краткосрочного обучения соискателей, которые готовы прийти к работодателям. «Это и ресурс нацпроекта «Демография» и региональной государственной программы «Содействие занятости населения», — комментирует Ольга Лаврова. — Обучение организуется по востребованным квалификациям, образовательным программам».

На сегодняшний день порядка 1,5 тысячи человек уже прошли обучение, кто-то еще учится, а после завершения курса будет трудоустроен.

Для особых категорий безработных

Что касается поддержки людей с инвалидностью, в регионе действует подпрограмма по сопровождению таких граждан при трудоустройстве. В рамках этого документа предусмотрено стимулирование работодателей к приему таких категорий работников. По словам нашей собеседницы, министерство субсидирует рабочие места, если работодатель сохраняет занятость. Либо организует социальную занятость для людей, имеющих тяжелые нарушения здоровья, со второй и третьей степенью ограничения к трудовой деятельности.

— Также реализуется пилотный проект по трудоустройству ребят с ментальными нарушениями здоровья, — напомнила Ольга Лаврова. — И конечно, мы не оставляем без своего внимания людей, которые вернулись из зоны специальной военной операции, членов их семей, в том числе в организации трудоустройства, в выстраивании карьерных, профессиональных траекторий. За ними закрепляется и персональный куратор в службе занятости, чтобы выстроить максимально короткий путь для эффективной занятости такой категории граждан.

Так что всё-таки с трудовыми мигрантами?

Минтруд региона регулярно проводит на этот счет мониторинг совместно с управлением по вопросам миграции Главного управления МВД России по Новосибирской области.

— У нас нет прироста трудовых мигрантов, — сообщила Ольга Лаврова. — Все они прибывают сюда под конкретные рабочие места. А что касается массового порядка, у нас в привлечении иностранных граждан заинтересованы, как правило, производственные компании. Есть и наши инвесторы, которые привлекают мигрантов из дальнего зарубежья. Например, СКИФ, либо в Искитимском районе — компания «Маслов», которая ориентирована на строительство маслоперерабатывающего завода. Подобного рода компании привлекают больше всего иностранных специалистов: по данным за первый квартал текущего года, у нас в регионе работали порядка 49 тысяч иностранных граждан. Цифра сопоставима с теми показателями, которые были в прошлом году. Но нужно сказать, что рынок труда иностранных граждан мы продолжаем регулировать. У нас для этого есть механизм установления регионального коэффициента, отражающего особенности рынка труда и учитываемого при расчете стоимости патента для тех иностранных граждан, которые приезжают из ближнего зарубежья. В прошлом году мы установили региональный коэффициент в размере 2,2, и стоимость патента составила порядка 6,5 тысячи рублей в месяц.

Сейчас мы находимся в состоянии разработки проекта на следующий год, обсуждаем это с экспертами: в каком размере региональный коэффициент должен быть установлен и какая стоимость патента должна сложиться. По иностранным гражданам из дальнего зарубежья также проводится соответствующая работа. Министерство труда и социального развития является полномочным органом и возглавляет межведомственную комиссию по этой работе. Сейчас мы запрашиваем предложения работодателей нашего региона, которые планируют привлечение иностранных работников из дальнего зарубежья, требующих получения визы. Но вместе с тем количество квот, которые устанавливаются ежегодно Минтрудом России по предложениям субъектов Российской Федерации, оптимально для рынка труда и составляет порядка 1200 человек в течение года.