Новые технологии плюс «электрификация»
Транспорт Сибири—2024: о глобальной конкурентоспособности маршрутов, дефиците водителей и будущем новосибирского трамвая
Новый внешнеполитический расклад диктует новые цели в области международных грузоперевозок. Сибирь определена как грузообразующий регион страны. Объем перевозок должен вырасти. Такую задачу ставит глава государства. Что ответили на этот запрос участники Сибирского транспортного форума?
Пленарка главного отраслевого события на минувшей неделе состоялась с участием советника Президента РФ, специального представителя по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игоря Левитина. Он обратился к коллегам онлайн и оценил бэкграунд форума, отметив, что многие решения, принятые в прошлом году на этой площадке, были реализованы. «Пришло время поговорить о логистике «на перспективу».
Напомним темы форума: современный транспорт, развитие дорожной инфраструктуры, цифровизация, инновации, кадры, безопасность и комфорт, что созвучно новым майским указам главы государства. За три дня в конференциях и круглых столах приняли участие более пяти тысяч человек в очном формате и более шести тысяч — дистанционно.
Возможности в рамках БРИКС и ШОС
Центральным событием форума стало пленарное заседание «Ключевые приоритеты и задачи транспортного развития для качественного роста экономики России», в котором приняли участие представители всех ветвей и уровней власти, экспертное сообщество, бизнес, отраслевые объединения.
Фото: Андрей Заржецкий
— Сибирь — это не только транзитный регион, но и грузообразующий, — подчеркнул Игорь Левитин. — И эта новая конструкция логистики вносит существенные изменения, то есть пропускную способность необходимо определять для Сибири и для транзита грузов, которые по ней проходят. В соответствии с указом президента о национальных целях развития до 2030 года и на перспективу поставлена задача по увеличению объема перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в полтора раза — за счет повышения глобальной конкурентности маршрутов. У нас появляются новые возможности сотрудничества со странами БРИКС, ШОС, с нашими партнерами на Дальнем Востоке.
Каковы дополнительные резервы по развитию Сибири? Хотелось бы узнать в рамках форума, что можно сделать в области развития инфраструктуры, новых технологических решений.
«Сибирь этого заслуживает»
Андрей Травников поблагодарил всех участников за высокий интерес к Сибирскому транспортному форуму.
Фото: Андрей Заржецкий
— Действительно, Сибирь этого заслуживает, и каждый год мы стараемся выделить основную тему форума, соответствующую актуальному моменту и приоритетным задачам, которые перед нами стоят. В позапрошлом году форум был посвящен новым вызовам и возможностям транспортной отрасли в связи с известными геополитическими разворотами, в прошлом — мы подробно говорили о роли Сибири в транспортной инфраструктуре нашей страны. А в этом году мы говорим о том, какое влияние на экономику макрорегионов, межрегиональных кластеров и всей страны оказывает развитие транспортной инфраструктуры и что может дать транспортная инфраструктура для дополнительных темпов экономического развития как Сибири и Дальнего Востока, так и всей Российской Федерации. Тема как нельзя более актуальна сегодня, в период формирования новых нацпроектов и новых задач, поставленных президентом, и в связи с переосознанием исторических событий, которые мы сегодня вспоминаем и заново на них смотрим. Если говорить про Сибирь, то можно привести два полярных примера. С одной стороны, мы сегодня удивляемся долгосрочному стратегическому решению, принятому более ста лет назад, когда был реализован мегапроект Транссибирской железнодорожной магистрали. С другой стороны, отмечаем, что пару десятилетий назад недооценили значимость Восточного полигона и БАМа. Сегодня, к сожалению, это приходится наверстывать ценой экономических потерь в развитии регионов. Например, из-за невозможности провезти все грузы, которые формируются в регионе, бюджет Новосибирской области ежегодно теряет порядка 10 миллиардов рублей. Думаю, не меньше потери недополученных доходов и в федеральный бюджет.
Губернатор подчеркнул, что, конечно, есть и масса положительных примеров, например Чуйский тракт и развитие аэропорта Толмачёво.
— Но пытаться выстраивать аргументацию на напоминании об ошибках или неудачах при доказывании необходимых управленческих решений — не очень хорошая перспектива, — отметил губернатор. — Лучше нам уделить время на площадках форума поиску дополнительных аргументов для того, чтобы обосновывать необходимые для Сибири, для всей страны инфраструктурные транспортные проекты.
Кадры — это катастрофа
На форуме, само собой, завязался разговор о трудностях. Одна из вопиющих — рабочие руки за баранкой и в целом специалисты в отрасли. На этом заострил внимание председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко:
— Сегодня мы испытываем дефицит кадров преподавателей, которые обучают водителей, — рассказал Валерий Ильенко. — Мы, как законодатели, будем искать пути решения проблемы. А правильно ли то, что находится эта сфера деятельности в ведении министерства образования? Почему сегодня не контролируются учебные заведения — автошколы, которые выпускают водителей, знающих правила дорожного движения на 70 процентов, правила вождения — на 25. Это же катастрофа! Может быть, придется менять стандарты, возможно, будем обращаться на уровень Федерации.
Комфортная и надёжная
Как отметил начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов, создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры — одна из главных задач, поставленных перед дорожниками Президентом России.
— Мы должны не просто строить и ремонтировать дороги, а создавать комфортную сеть для передвижения наших граждан и развивать удобные логистические маршруты, — подчеркнул Радик Фаразутдинов.
На выставке представили новый современный трамвай — он вызвал большой интерес. Фото: Андрей Заржецкий
А познакомиться с лучшими примерами надежного современного транспорта можно было на выставке «Современный транспорт и инфраструктура». Здесь были представлены более полусотни экспонатов — разработки как отечественных, так и зарубежных производителей. И конечно, больше всего внимания привлекли даже не новейшие дроны, а прототип трамвая, который сейчас модернизируется совместно с белорусским предприятием, — гостям выставки показали его в новом дизайне. Кроме того, мэрия Новосибирска продемонстрировала на основе генплана экспозицию, посвященную истории и перспективам развития рельсового транспорта в городе. В 2024 году, кстати, 26 ноября, исполняется 90 лет со дня открытия трамвайного движения в Новосибирске. Всего показали 17 моделей трамваев, которые колесили по улицам областного центра в разное время.
Уже в этом году два десятка трамваев новой серии начнут возить новосибирцев и гостей города. Как рассказал инженер «БКМ Сибирь» Геннадий Дьячков, созданный на базе белорусского корпуса трамвай в полной комплектации стоит минимум 80 миллионов рублей. За счет того, что модернизация механического оборудования происходит в Новосибирске (из Белоруссии приходит только кузов), цена будет в два раза ниже рыночной. В вагоне мягкая обивка сидений, есть разъемы для подзарядки телефонов, система кондиционирования, автоматический подсчет пассажиров с помощью валидаторов. Кроме того, предусмотрен пандус, который можно откинуть, чтобы впустить пассажира на коляске. Новосибирцы оснастят трамвай и видеонаблюдением.
Как продлить линию
Про электротранспорт шла речь и на выставке, где новосибирское градоначальство предъявило губернатору Андрею Травникову свои планы и карты.
Фото: Андрей Заржецкий
— Огромное спасибо за участие бюджетом, это сделало возможным обновление трамвайного парка, — обратился к главе региона первый вице-мэр столицы Сибири Олег Клемешов. — На сегодня наша задача — создать рельсовый каркас в Новосибирске. То есть метрополитен, городская железная дорога и трамвай как связующий элемент. Напомню, что на 1989 год протяженность трамвайных путей составляла 191 километр и 488 единиц подвижного состава выходили на линию. На тот момент перевозилось 183 миллиона пассажиров. К сожалению, с девяностых годов шла деградация, мы потеряли почти 30 процентов трамвайных линий. И за 2023 год мы перевезли всего 24 миллиона человек. Если мы говорим о существующей сети городского электротранспорта, то порядка 44 миллиардов, с учетом реконструкции пяти депо, нужно для того, чтобы привести эту сеть в норматив.
До 2030 года планируется реконструкция сетей в объеме 35 километров. И хотелось бы, чтобы стало реальным строительство трамвайных путей в новые микрорайоны, например в Чистую Слободу и на Южно-Чемской жилмассив. Ведь трамвай, как известно, после метрополитена имеет самую большую провозную способность.