USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Песни, которые не забыть

Инна ВОЛОШИНА
Ребята из Ольгино — участники целинной эпопеи (слева направо, сверху вниз): Фёдор Родионов, Виктор Катасонов, Александр Миллер, Александр Утин, Александр Ковалёв, Михаил Фролов. Фото предоставлено Михаилом Фроловым
Ребята из Ольгино — участники целинной эпопеи (слева направо, сверху вниз): Фёдор Родионов, Виктор Катасонов, Александр Миллер, Александр Утин, Александр Ковалёв, Михаил Фролов. Фото предоставлено Михаилом Фроловым

В освоении целинных и залежных земель в Сибири принимали участие даже школьники

«Впервые после военного лихолетья колхозники зажили более или менее нормально. На столах появились белые буханки! На подворьях тут и там дружно замычала, заблеяла, закудахтала живность. Магазины стали наполняться большим количеством разных товаров — одеждой, обувью. Многие обзавелись добротными обновками. В деревне (вот невидаль!) появились велосипеды, мотоциклы. Мне купили велосипед и гармонь. Если бы вы знали, как я этому радовался! — вспоминает наш читатель Михаил Фролов. — А какие песни были тогда! До сих пор помню целинные частушки в исполнении Марии Мордасовой. И конечно, песню «Едут новоселы». В ней и моя судьба тоже».

Почему бы в год 70-летия целинной кампании не послушать легендарные мотивы? Вы сможете перейти по ссылке на страничку в социальной сети, где размещена запись

Предлагаем послушать и вспомнить знатное прошлое: нашему народу по плечу и не такое. Чуть не в каждой семье новосибирской найдутся родные и близкие, имевшие к освоению залежных земель непосредственное отношение.

Напомним, в честь знаменательной даты мы попросили вас, уважаемые читатели, поделиться своими воспоминаниями о периоде поднятия целины. И вот первые отклики. Михаил Александрович пришел в редакцию лично с толстенной папкой вырезок из газет.

В кратчайшее время комплектовать бригады

Немного истории. Решение об освоении целинных и залежных земель было принято в 1954 году на февральском пленуме ЦК КПСС. Тогда было принято постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Госпланом СССР было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 миллионов целинных и залежных земель.

Чем было вызвано это решение? Несмотря на то, что с момента окончания Великой Оте­чественной вой­ны прошло уже почти девять лет, накормить народ досыта никак не получалось. Продуктовые карточки отменили еще в 1947 году, страна восстанавливалась после разрухи, но во многих регионах остро не хватало даже хлеба.

«В Новосибирской области масштабная организационная работа началась с принятием совместного постановления Новосибирского бюро обкома КПСС и Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся от 19 февраля 1954 года «О неотложных мерах по подготовке к освоению целинных и залежных земель в колхозах и совхозах области». Цель в документе ставилась предельно четко: добиться увеличения производства зерна и других сельскохозяйственных продуктов. В 1954 году намечалось за счет вспашки целины и залежи увеличить площади посевов яровой пшеницы на 120 тысяч гектаров, в 1955 году — на 490 тысяч гектаров. В кратчайшее время — до 10 марта 1954 года предстояло укомплектовать тракторные бригады квалифицированными трактористами, прицепщиками, бригадирами, механиками, которые были бы способны освоить новые земли», — писала «Советская Сибирь» в ноябре 2013 года.

Комсомольцы не остались в стороне

Наш подписчик тоже участвовал в освоении целины. Сегодня Михаил Фролов живет в Пашино, а родом он из деревни Ольгино Венгеровского района.

— В нашем колхозе «Заветы Ильича» трудились жители трех населенных пунктов: Усть-Изес был центральной усадьбой с конторой, а Ольгино и Бурсянино — участками, — вспоминает читатель. — Действовала довольно крупная комсомольская организация. На одном из комсомольских собраний было принято решение активно включиться в освоение целинных и залежных земель. Обратились в райком комсомола за путевками, но получили ответ: «Работаете в колхозе — это и есть ваше направление. А путевки получают те, кто едет сюда, на целину!»

И вскоре добровольцы-целинники начали прибывать. Райкомы распределяли их по машинно-тракторным станциям. В колхоз «Заветы Ильича» приехали трактористы из Меньшиковской МТС. Непосредственно в Ольгино прибыла бригада из шести человек. Самым старшим был бригадир Иван Королёв, ему было лет 35, все остальные ребята — моложе.

Мальчишечья гордость

Техникой колхоз «Заветы Ильича» располагал старенькой. Но скоро все изменилось: в колхозы пошли новые трактора, плуги, сеялки, культиваторы. Для деревни Ольгино Меньшиковская МТС выделила два новых гусеничных трактора ДТ-54, колесник «Беларусь» и инвентарь к ним. Как вспоминает Михаил Фролов, «к началу весенне-полевого сезона были созданы бригады из целинников-трактористов, куда вошли и мы, молодые ребята-прицепщики: я, Устин Меньшиков, Фёдор Родионов, Виктор Катасонов — выпускники седьмого класса школы. Пришла наша пора трудиться, а работы в колхозе всем хватало».

Нет, все-таки удивительное было время — мальчишки после седьмого класса трудились наравне со взрослыми, не считаясь со временем, бывало, что и ночью. Ну сколько им было лет? Максимум пятнадцать, а то и меньше. Какой разительный контраст с сегодняшними подростками, которые порой даже за собой убрать не в состоянии. Причем мальчишки пятидесятых свое назначение прицепщиками воспринимали с гордостью — как же, им оказали доверие, они вместе со всей страной поднимают целину!

Люда-целинница

Приехала в Ольгино и Людмила Старостина. Семья ее жила в Новосибирске. Отец Люды погиб в 1942 году, ей тогда было 14 лет. Кроме нее, в семье было еще трое детей. В год гибели отца Людмила добилась направления ее в ФЗО, а потом наравне со взрослыми трудилась на заводе имени Ленина. Тогда в этом не видели ничего особенного — время такое было, война…

А в марте 1954 года, когда началось освоение целины, Людмиле вручили комсомольскую путевку. Направили девушку в Венгеровский район, на Меньшиковскую МТС. Работала Людмила Старостина учетчицей, потом заправщицей. Хрупкая горожанка лихо управляла повозкой, запряженной двумя лошадьми, на которой стояли две бочки с горючим. Трактористы уважали ее за трудолюбие и справедливость, а сам директор МТС Луценко по-отцовски опекал девушку. Говорят, он даже хотел женить на ней своего сына, но у Люды уже был на примете парень из Ольгино Устин Родионов, который работал конюхом. За него она и вышла замуж.

Вот так и получилось, что Люда Старостина, теперь Родионова, осталась в Ольгино. Жизнь не баловала ее. В семье родились четыре девочки. А потом муж заболел неизлечимой болезнью, и скоро его не стало. Но это не сломило целинницу: она вырастила детей, дала им образование, дождалась внуков и правнуков. Целина стала ее судьбой.

Другая Мария

А вот еще одна целинная история. В составе бригады целинников Ивана Королёва прибыл в Ольгино уроженец Нижегородской области Дмит­рий Уголков. Бригада с первых дней с головой окунулась в работу, трудились от зари до зари. Урожай на залежных землях был на диво богатый. Казалось бы, живи, радуйся, работай. Но, к сожалению, в небогатой деревне с жильем было очень непросто, а в бригаде только двое были холостяками. С сожалением один за другим трактористы покидали Ольгино. А вот Дмитрий Уголков остался. Через год после приезда он женился на местной девушке по имени Мария, еще через год в молодой семье родился первенец.

Скоро детей было уже трое, но тут случилось несчастье: умерла супруга Дмитрия. Как жить, как растить детей? Однако через год судьба послала трактористу-целиннику еще одну Марию — Марию Романовну Кузовкову, вдову с четырьмя детьми. Так одни дети обрели отца, другие — мать. Около тридцати лет прожили Уголковы в Ольгино, вырастили детей, а потом Дмитрия Михайловича как лучшего бригадира тракторной бригады перевели в Усть-Изес. Вот такая судьба…