Сельский час по пройденным урокам
Прошлый год стал показательным по объёму государственной поддержки аграриев
Успех или неуспех в поле неизменно отразится на нашем столе и благополучии. Минувший год многим преподнес жесткие уроки. Как и чем нашему крестьянству может помочь государство, какими дополнительными мерами поддержки? Насколько эффективны действующие? И уже притча во языцех: как привлечь на село кадры?
Эти темы на минувшей неделе стали основными на заседании регионального совета по вопросам развития агропромышленного комплекса.
В состав совета входят, напомним, представители правительства и парламента области, непосредственно сельхозпроизводители и переработчики, профильные образовательные организации, которые готовят кадры для отрасли. Заседание было выездным, а представительство весьма солидным — модерировал беседу лично губернатор Андрей Травников. В администрации Ордынского района собрался весь цвет АПК.
Требуется ли донастройка программы?
Открывая заседание, Андрей Травников сделал акцент на выводах по прошлому году, который выдался для крестьянства очень тяжелым. Но это и повод задуматься, сделать выводы.
Фото: Сергей Пермин
— Кто не опустил руки, не ведется на сиюминутное, на благоприятные условия и рыночные обстоятельства, а вкладывает в перспективу, в несколько видов деятельности, помнит, что не только хорошие периоды бывают, но могут вернуться и непростые, тот, мне кажется, 2023 год прожил нормально, с уверенностью и возможностью развиваться дальше, — подчеркнул Андрей Травников.
Прошедший год был показательным и по объему государственной поддержки АПК.
— Достигнут исторический максимум — шесть миллиардов 300 миллионов рублей, — сообщил Андрей Травников. — Из них четыре миллиарда 700 миллионов рублей — деньги областного бюджета. Таких сумм не выделялось никогда. По объему господдержки мы лидеры в Сибирском федеральном округе. Этот факт требует анализа: что принесла такая поддержка? Помогла в непростой период — рыночный, погодный. А какие заделы позволила сделать на будущее? Я всех призываю подумать: есть ли необходимость в точечной донастройке госпрограммы? Резких изменений правил, конечно, не нужно провоцировать. Но раз в два года какие-то изменения требуются, чтобы реагировать на быстро меняющийся мир. В предыдущие шесть лет мы в таких циклах и жили: раз в два года донастраивали условия господдержки из областного бюджета.
В администрации Ордынского района на подведение итогов работы аграрно-промышленного комплекса Новосибирской области собрались лидеры отрасли, представители отраслевого ведомства и парламентарии. Обсуждение возглавил губернатор Андрей Травников. Фото: Сергей Пермин
В ходе обсуждения выяснилось, что есть позитивные результаты корректировки госпрограммы в 2023 году, когда было введено направление «Оказание поддержки сельхозтоваропроизводителям в увеличении производства картофеля и овощей». В 2024 году планируется дополнить меры господдержки новым направлением «Финансовое обеспечение части затрат на производство овощей защищенного грунта, произведенных с применением технологии досвечивания», а также расширить субсидирование некоторых видов технических средств и оборудования для сельхозтоваропроизводителей.
Животноводство — в лидерах
О том, какова ситуация в АПК, рассказал в своем докладе заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр сельского хозяйства Евгений Лещенко.
По его словам, объем производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах в 2023 году снизился до 151,1 миллиарда рублей против 168 миллиардов рублей в 2022 году. Ожидаемая выручка меньше на шесть процентов к уровню 2022 года.
— В принципе, как мы ожидали и прогнозировали, — отметил министр.
Лидирует по урожайности, как и в предыдущие годы, Колыванский район, дальше идут Маслянинский, Черепановский и Кочковский. Показатели урожайности в предыдущие годы превышали 30 центнеров с гектара, но засуха была комплексная — почвенная и воздушная, и она, безусловно, повлияла на показатели 2023-го. И тем не менее, например, наивысшая урожайность по техническим культурам получена в Коченёвском районе — «просадки» по урожайности нет.
Большая часть в структуре выручки принадлежит животноводству. Однако поголовье коров мясного и молочного направления на сельхозпредприятиях ежегодно снижается.
Фото: Сергей Пермин
— Конкретно по коровам за два года снижение поголовья дойного стада составило 17 тысяч голов, — уточнил Евгений Лещенко. — Задача сохранения поголовья — первостепеннейшая на 2024 и последующие годы.
Подробнее о положении дел в животноводстве — в материале «Советской Сибири».
Шоколад и горох — на экспорт
По словам Евгения Лещенко, в 2023-м экспорт продукции АПК составил почти 1,8 миллиона тонн.
— Рост почти на треть за год, — комментирует министр. — Мы направляли свою продукцию в 56 стран мира. И Новосибирская область сохранила в этом году лидирующие позиции среди субъектов Сибирского федерального округа по экспорту продукции агропромышленного комплекса.
Фото: Сергей Пермин
Новосибирская область входит в топ-20 регионов-лидеров РФ по объему экспорта продукции АПК и занимает первое место среди субъектов СФО. Ключевые направления поставок — Китай, Казахстан, Киргизия, Монголия, Турция. За пять лет объем поставок на зарубежные рынки увеличился более чем в шесть раз.
— Что востребовано на международных рынках, и в первую очередь на рынке нашего главного экономического партнера — Китайской Народной Республики? В первую очередь масличные культуры: рапс, масличный лен, а также горох и злаковые культуры, например ячмень, гречиха, овес, — рассказал Евгений Лещенко. — Существенное место в структуре экспорта занимает готовая пищевая продукция. Например, область в 2023 году экспортировала 10,2 тысячи тонн шоколада на двадцать миллионов долларов.
Возродить систему орошения
— К сожалению, мы отчасти в плане семян зависим от импортной селекции, — отметил Андрей Шинделов, заместитель министра сельского хозяйства Новосибирской области. — Поэтому одна из задач — это наращивание нашего потенциала, нашей областной и отечественной селекции. Например, по картофелю более 98 процентов у нас используется селекция именно импортная. С капустой, свеклой и морковью нужно еще работать, чтобы создать свой банк семян. А вот лук, чеснок в большей степени сибирской селекции — более 50 процентов.
Интересно, что самообеспеченность по овощам открытого грунта у нас на уровне 42–43 процентов.
— Это именно то поле деятельности, на котором могут реализоваться уже существующие агропредприятия и открыться новые. Что касается картофеля, у нас уровень самообеспеченности около 70 процентов, — отметил чиновник. — Среди сдерживающих факторов — материально-техническая база, площади для возделывания и машинно-тракторный парк. Еще один источник для наращивания производства овощей и картофеля — те земли, которые орошались и могут быть подготовлены для орошения. В недавнем прошлом у нас было порядка сорока тысяч мелиорированных гектаров земли, из которых 14 тысяч были под орошением. К сожалению, сейчас за счет износа материально-технической базы у нас под орошением только 3,6 тысячи гектаров. Нужно возобновлять и развивать эту систему.
Кадры: откуда приехал, туда и уехал
Анатолий Пахомов, начальник управления правового обеспечения кадровой политики министерства сельского хозяйства Новосибирской области, рассказал о том, в каком состоянии сейчас находится кадровое обеспечение АПК в регионе.
Мы уже неоднократно писали на эту тему, но появились новые детали. По словам представителя минсельхоза, численность работающих в отрасли снижается. Для сравнения: в 2019 году в АПК работали 29 313 человек, а в 2023 году — уже 25 391 человек.
— Большую озабоченность вызывает численность главных специалистов: нехватка — 22 процента, точнее, 267 специалистов не хватает, — отметил чиновник. — Также возрастной состав, старение руководителей тоже увеличивается. Сейчас одна четвертая часть руководителей находятся в предпенсионном возрасте.
Интересно, что в аграрный университет ежегодно зачисляется более двух тысяч студентов по программам высшего профессионального образования.
Фото: Сергей Пермин
— Однако хочу отметить, что откуда у нас студенты поступают, туда они в основном и возвращаются, — отметил Анатолий Пахомов. — Если из 30 субъектов РФ они приезжают к нам учиться, конечно, они не останутся у нас. То же самое и с районами Новосибирской области. 94 процента обучившихся без проблем трудоустраиваются.
Только вот непосредственно в сельхозпредприятия приходит всего шесть процентов получивших диплом, остальные идут в смежные отрасли: ветклиники, сервисные предприятия, зоопарк, образовательные учреждения, общепит.
Для привлечения молодых кадров постановлением правительства Новосибирской области внесены изменения в порядок предоставления и размеры единовременных выплат из областного бюджета специалистам, принятым в течение года со дня окончания обучения на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности.
Единовременная выплата молодым специалистам, получившим высшее образование, увеличена с 200 тысяч до 500 тысяч рублей. Получившим среднее профессиональное образование — со 150 тысяч до 350 тысяч рублей.
«И эти вакансии висят годами…»
Ректор НГАУ Евгений Рудой также отметил, что если раньше, например лет 10–15 назад, на обучение поступало из области процентов 80 студентов, то сегодня — 25:
— Естественно, все это потом транслируется и в конечный результат. А конечный результат — шесть процентов трудоустройства выпускников именно в те организации, которые работают на селе.
Какие условия должны соблюдаться, чтобы специалисты с высшим образованием ехали работать в село? По мнению ректора, необходимо создавать условия в сельской местности, начиная с инфраструктуры и заканчивая заработной платой:
— Понятно, что инфраструктура — дело трудоемкое, дорогое, и это за год не решить, но заработная плата — то, что мы можем изменить сегодня. Вот, например, существует банк вакансий, который мы используем, в минсельхозе. 491 специалист сегодня требуется агропромышленному комплексу. 191 специалисту предлагают зарплату ниже тридцати тысяч рублей. И эти вакансии висят годами. Я думаю, что либо эти специалисты не нужны предприятию, либо нужно сделать какой-то барьер, чтобы предприятие даже не выставляло вакансии с такими зарплатами. Потому что никто не поедет за такой зарплатой. Человек отучился, получил высшее образование, ему нужно поднимать семью, а ему предлагают тридцать тысяч рублей заработной платы. Нужно пересмотреть требования к вакансиям, которые есть в портфеле минсельхоза. И конечно, нужно увеличивать целевое обучение. Здесь мы одни не справимся — мы уже увеличили, но нужно подключать и власть, и бизнес, и образовательные организации. Только все вместе мы сможем повысить количество целевиков, — резюмировал глава профильного вуза.
Губернатор поддержал остроту обсуждения.
— Как минимум еще года три-четыре мы будем находиться в условиях жесточайшего дефицита людей, — подчеркнул Андрей Травников.
«Потому что люди — это основной ресурс…»
Председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области Денис Субботин отметил, что на совете главными темами обсуждения стали два основных вопроса: овощеводство и кадровая политика.
— Овощеводство — это картофель и овощи открытого грунта. Основная тема обсуждения в этом разрезе касалась мелиорации. А это вопрос денег. Давайте вспомним: в советское время в Новосибирской области было почти 90 тысяч гектаров возделываемых земель, из них 40 тысяч — осушаемых и 42–43 тысячи — орошаемых. У нас все это было, и не только Чемская оросительная система. Почти в каждом хозяйстве, особенно в засушливой Кулундинской зоне, 200–300 гектаров — это были поливные поля, где выращивалась кукуруза. Если у тебя есть полив, никаких вопросов у тебя не возникнет и в засушливый год. Ты гарантированно с кормами, и не надо думать, откуда мы эти корма повезем. Вот к этому и надо идти. Плюс осталась от Советского Союза та же Чемская оросительная система. Что-то есть и в Искитиме, на том берегу Оби. Так вот, нужно привести это в порядок, восстановить, запитать, и мы точно будем с овощами.
Кадровый вопрос — это уже намного сложнее. Это вопрос уже не только денег. Мне кажется, нужно чуть по-другому посмотреть, даже попросить министерство сельского хозяйства сделать аналитику. Думаю, недостаток кадров в тех хозяйствах, которые неуспешно работают. Где нет урожайности, результатов, там и вопросы с кадрами. И тут важно понимать, что хозяйства все сейчас частные. И нужно направить их, чтобы они сами думали, где искать людей. Потому что люди — это основной ресурс. А государство на сегодняшний день уже может подготовить кадры, подготовить конкретного человека. Я был в аграрном университете, во многих колледжах — там способны учить. Но кого учить, все-таки должны думать руководители, собственники.