Какая газость эта ваша...
Реализацию проекта «Чистый воздух» в Искитиме обсудили на комиссии Заксобрания Новосибирской области по экологии
О том, как наказать тех, кто ежедневно отравляет атмосферу в регионе, говорили депутаты на последней в минувшем году комиссии Законодательного собрания Новосибирской области по экологии.
По данным минприроды, объем выбросов загрязняющих веществ, например, в Искитимском районе составляет более пятнадцати тысяч тонн в год. И большую часть «грязи» в воздух отправляют местные производственные предприятия.
Дело пахнет бензопиреном
По словам заместителя председателя комиссии Законодательного собрания Новосибирской области по экологии Ярослава Фролова, проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в городе Искитиме, осуществляемого в рамках федерального проекта «Чистый воздух», уже входило в повестку на предыдущих заседаниях.
Затем слово взял министр природных ресурсов и экологии Новосибирской области Евгений Шестернин. Оказывается, уровень загрязнения атмосферы в городе Искитиме за последние пять лет оценивается как высокий или повышенный. Среднегодовая концентрация взвешенных веществ к 2022 году превысила ПДК в 3,7 раза, а концентрация бензопирена — чуть выше 1 ПДК (предельно допустимая концентрация). Кстати, бензопирен — соединение, которое обладает сильнейшей канцерогенной активностью и чрезвычайно токсично. По степени воздействия на организм относится к I (высшему) классу опасности — вызывает опухоли и является мутагенным.
— Основными источниками загрязнения в городе Искитиме являются промышленные предприятия — 91,5 процента, остальные — частный сектор и автомобильный транспорт, — рассказал Евгений Шестернин. — Целевой показатель проекта «Чистый воздух» — до 2030 года уменьшить этот объем в два раза по отношению к 2020-му. Для этого планируется строительство сетей газораспределения и перевод 2538 частных домовладений с печного отопления на газовое, строительство (реконструкция) двух котельных, рекультивация полигона твердых бытовых отходов в Искитиме, приобретение двадцати автобусов на газомоторном топливе, а также строительство восточной объездной дороги и автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, капитальный ремонт дорог. Предполагается достаточно серьезный объем финансирования из федерального бюджета — стоимость перечисленных мероприятий составит порядка 1,8 миллиарда рублей, а также средств консолидированного регионального бюджета — 75 миллионов рублей.
Как заверил Евгений Шестернин, если этот проект реализовать, грязные выбросы в атмосферу к 2030 году составят треть от общего выброса.
Без результата
Глава города Искитима Сергей Завражин подтвердил, что, действительно, сейчас, после попадания Искитима в нацпроект, определены ответственные за исполнение проекта и работа уже началась.
— На сегодня наш город выбран в пилотный проект из двадцати восьми городов, — уточнил Сергей Завражин.
Он также рассказал, что уже приобретено четыре автобуса на метане, но потребность — еще двадцать. И эти двадцать автобусов планируется закупить в 2025 году. А также в 2025–2026 годах предусмотрено приобретение, установка и монтаж внутридомового газового оборудования для частного сектора.
— Таких домов, в которых стоит печка на угле, у нас более 2300 — рассказал Сергей Завражин. — Все эти домовладения планируется перевести на газ.
Реализуются и другие планы, обозначенные Евгением Шестерниным.
— Кроме того, мы дополнительно обратились в минприроды Новосибирской области, и Минприроды РФ поддержало нас, с предложением о включении в план предприятий Искитимского района, которые расположены на территории города, но также влияют на экологическую ситуацию. Одно уже включено — это объединение «Кристалл» по выпуску цементной продукции, расположенное на территории Тальменского сельсовета. Сейчас пытаемся решить вопрос также о внесении второго предприятия — это бывший электродный завод, «Эл 6», который также оказывает влияние на качество атмосферного воздуха Искитима по бензопирену. У нас есть предложение, чтобы министерство природы региона обратилось в Сибирское отделение Российской академии наук по поводу выбросов, которые идут от «Эл 6», и того, как они влияют на воздух города. По нашей информации, такие данные есть. А обращения на сам завод никакого результата не дали.
Грязные делишки
Депутат Александр Барсуков обратил внимание присутствующих на то, что хозяева предприятий, загрязняющих воздух, до сих пор не несут никакой ответственности за свои действия.
— Какую ответственность несут руководители этих фирм? Нам это непонятно, — заявил депутат. — Вот сегодня глава отчитывается, а что они делают? Существуют пылеулавливающие установки, прочие конструкции, абсорбенты какие-то — они внедряются? Непонятно, мы обсуждаем этот вопрос, а предприятия, которые загрязняют в основном окружающую среду, в стороне. Как вы с ними-то работаете и какие меры они принимают? Сегодня для того, чтобы сократить вредные выбросы, нужны определенные затраты. Предприятия останутся в стороне?
Как рассказал глава города Искитима Сергей Завражин, в стороне не все. Например, на «Искитимцементе» разрабатывается план по снижению вредных выбросов, внедряют экологичные способы производства, устанавливают более эффективное природосберегающее оборудование.
— На сегодня «Искитимцементом» за 2020–2023 годы объем выбросов в атмосферу города сокращен на три тысячи 125 тонн, — сообщил Сергей Завражин. — Плановый же показатель, которого мы должны достичь, — 6901 тонна.
Депутат Ильгиза Лотфуллина, как житель Линёво, сообщила, что много лет ученые института вычислительной математики и математической геофизики проводили исследования.
— И часть загрязняющих веществ выбрасывает именно электродный завод (сейчас он называется «Эл-6»), — пояснила Ильгиза Лотфуллина. — С каждым годом обороты завода увеличиваются, и ветер все доносит до нас. И конечно, нам необходимо, чтобы выбросы снизились. Но они не снизятся, если не будут приняты меры по отношению к Новосибирскому электродному заводу, к которому доступ мы не имеем. Как депутат, могу сказать, что в течение нескольких лет мы пробовали вести диалог с этим заводом — диалога никакого нет по вопросам экологии. Сложно найти даже контакт с этим предприятием. Прошу помочь нам и министерство, и Законодательное собрание, потому что одним нам этот вопрос не решить.
Кроме того, депутат напомнила о проблеме перевозки больших массивов угля по железной дороге в открытых вагонах. По ее словам, угольная пыль летит на Искитим, Евсино, Ложок, что также совсем не улучшает экологическую обстановку в районе.
За жёсткую политику
— На мой взгляд, мы слишком примирительную позицию занимаем ко всем этим нарушениям, — высказался Александр Барсуков. — Надо по этим вопросам, особенно по углю, ставить в известность надзорные органы и направлять предложения в органы исполнительной власти. Например, по поводу вагонов: сейчас выпускают вагоны, нужно предусматривать защиту, какие-то легкие крышки, чтобы вагон сверху закрывался. Иначе эти вопросы не решить. Акционеров тоже трудно убедить, с одной стороны, а с другой стороны, мы боимся на них «наезжать», потому что они серьезные налогоплательщики. И потерять налоги тоже не хочется. Но тем не менее нужно предложения сформулировать для рабочей группы, и не только на нашем уровне. Очень много через нашу область везется угля, который, конечно же, нашу область засоряет. А мы можем многого добиться, если проводить более жесткую политику в этом отношении.
Комиссия приняла к сведению информацию о ходе проведения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в Искитиме, осуществляемого в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Депутаты рекомендовали администрации города представить в Законодательное собрание Новосибирской области детальный план мероприятий и актуальные сведения о количестве выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.