Абстракция и реальность гончара
Лучшие работы мастеров- керамистов всего мира собрали в одну экспозицию в Новосибирске
Причудливые формы, смелые решения, гармоничное сочетание цветов и размеров… Мельчайшие детали экспонатов восхищают: вот медвежонок в колесе, вот дама в юбке из проволоки, а вот и жизненный цикл бабочки. Работы как начинающих, так и именитых мастеров-керамистов не только со всей России, но и из-за рубежа больше месяца пробудут в Новосибирском художественном музее.
Сложно отвести взгляд, если начинаешь изучать произведения искусства, выставленные в рамках ХIХ Международного Сибирского фестиваля керамики. Этот масштабный художественный проект состоялся благодаря поддержке регионального министерства культуры.
В 2023 году в рамках фестиваля детские работы участвовали в конкурсе «Сказки и легенды народов Сибири», а взрослые — «Сибирь — место силы!».
Фото: Андрей Заржецкий
Убедиться в том, что зрелище стоит потраченного времени, может каждый. Открытие выставки состоялось 15 декабря. Несмотря на морозный день, увидеть экспозицию пришли больше сотни человек.
Родилось масштабное мероприятие 19 лет назад, когда сибирские керамисты собрались вместе в ДК «Октябрьской революции», чтобы весело проводить уходящий год. Тогда была организована ярмарка и творческий конкурс. Сегодня фестиваль керамики — это подведение итогов, возможность познакомиться с новыми людьми, поделиться идеями, оценить мастерство коллег со всего света и обменяться опытом.
Три школы на всю страну
В выставке керамики в Новосибирске в этом году приняли участие мастера, студенты, детские художественные школы и студии, мастерские, высшие и средние учебные заведения из Новосибирска, Красноярска, Тюмени, Челябинска, Омска, Барнаула, Москвы, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Казани и Йошкар-Олы. Также присутствовали умельцы из городов Риштана и Чирчика Республики Узбекистан.
На фестивале мастера демонстрируют широкую палитру возможностей керамики, высокий художественный уровень и разнообразие стилей и традиций.Фото: Андрей Заржецкий
Для зрителей доступны более 1000 экспонатов, выполненных сотней мастеров в разных техниках и жанрах. Так, например, среди прочих выделяется проект «Абстракция», привезенный из Москвы куратором, художником-керамистом Татьяной Пунанс.
— Это коллегиальная история, — рассказывает Татьяна. — Я даю потрогать экспонаты руками, рассказываю о них. В ней представлены новые художники, новые авторы.
Татьяна занимается кураторскими проектами больше десяти лет, но благодаря выставке в 2019 году она открыла для себя Сибирь. Теперь работы москвичей женщина привозит каждый год.
— Здесь жизнь пульсирует, — отмечает Татьяна, которая тут же рассказывает, что мастеров в стране готовят практически штучно. — В России существует всего три мощные школы керамики — в Москве, Питере и Красноярске. Это три университета, в которых есть специализированные факультеты. Школы разные. В Красноярске, например, много национальностей, северных народов, которые влияют друг на друга, много этники, шаманизма, важных для региона компонентов и школа более домашняя, потому что она маленькая. Преподаватели и студенты как семья. В Москве же такого быть не может. Там преподаватели на личном примере показывают студентам, что такое быть художником, — выставляются, выезжают в другие города. В Питере тоже скорее семейная обстановка, но есть уклон на графику.
Фото: Андрей Заржецкий
Рядом с работами столичных мастеров — проект XII Всероссийского фарфорового симпозиума «Фарфоровая Сибирь», куратором которого является Елена Краснова, профессор кафедры «Художественная керамика» СГИИ имени Дмитрия Хворостовского из Красноярска.
Красноярской школе керамики больше 40 лет. Превалирующее количество участников этого сообщества — члены союза художников.
— Несмотря на то, что часть мастеров уехала в Америку, Австралию, Италию и другие страны Европы, большинство продолжает творить в Сибири, — рассказывает Иван Кротов, преподаватель кафедры «Художественная керамика» СГИИ имени Д. Хворостовского. — Мы поддерживаем связь с теми, кто уехал, и продолжаем воспитывать творческую молодежь. А студенты нового поколения интересные и интересующиеся. Они приходят сразу после художественной школы, им сложно понять материал — технологию, композицию, профилирующие предметы, но они стараются. У кого-то получается.
Фото: Андрей Заржецкий
Иван Кротов считает, что для развития керамического искусства сейчас хорошее время. Для творчества доступно все — и глина, и станки, и печи. Несколько десятилетий назад такой роскоши у художников не было, а сейчас — твори на здоровье. И эта свобода выбора чувствуется даже в новосибирской выставке, так как часть экспонатов выполнена непрофессионалами.
Керамическое братство
Отметим, что выставка керамики делится на две части — детскую и взрослую. Работы юных творцов выглядят мило и наивно. В основном это, конечно, различные зверюшки. Что-то, в отличие от взрослых работ, приземленное и доброе.
Фото: Андрей Заржецкий
— Дети всегда вместе с нами. Даже если они не будут дальше лепить, они будут ценить керамику, — рассказывает руководитель некоммерческого фонда «Центр народной ремесленной культуры», организатор и исполнительный директор фестиваля Юрий Неупокоев. — В творческих мероприятиях участвует больше 17 школ и студий Сибири. В начале декабря мы проводим праздник юного керамиста и большой творческий конкурс. В этом году в нем приняли участие больше 140 детей. Они работали на площадке, выполняли задание, которое получили еще в сентябре.
С трепетом и уважением Юрий Неупокоев относится не только к детскому творчеству, но и ко всему сообществу.
— Керамисты — это отдельное братство, отдельный народ, который, в отличие от других художников, имеет чувство коллективизма, — говорит он. — Вот здесь есть работы из разных стран, в том числе Киргизии, Таджикистана, Японии, Ирана, Англии, Китая.
Мастера со всего мира не только представляют свои работы, но и до открытия основной экспозиции ездят с мастер-классами по местным школам искусств, проводят битвы гончаров.
В Риштане, родном городе Гафурджона Бабарджонова, гончарное производство развивалось с момента основания поселения. Риштанские мастера считаются одними из лучших в мире. Фото: Андрей Заржецкий
В день открытия выставки в Новосибирском художественном музее зрители могли увидеть не только готовые работы, но и процесс их производства. Потомственный мастер из города Риштан Гафурджон Бабарджонов в режиме реального времени на гончарном круге изготавливал блюда и кувшины причудливой формы. В семье мастера шесть поколений занимаются гончарным искусством. Отметим, что родной город Гафурджона с древних времен известен как крупнейший в Центральной Азии центр по производству уникальной глазурованной керамики.
Сибирский фестиваль керамики — событие грандиозное, позволяющее раздвинуть рамки привычного мира, узнать что-то новое и, может быть, загореться новой мечтой — стать керамистом-любителем, например. Это возможно и, главное, доступно. Отметим, что из Новосибирска уже в феврале экспонаты отправятся в Музей славянской мифологии города Томска, а далее, возможно, в Мариинск, Красноярск и другие города Сибири.