USD 107.1758 EUR 112.8019
 

Вот бы временное стало постоянным

Светлана ФРОЛОВА
Новосибирцы уже было начали привыкать к завалам в мусорных баках. Но есть ощущение, что ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Теперь вывоз смешанных ТКО по скорости практически уравнялся с вывозом отсор­тированных на переработку отходов, а местами даже опережает.
Фото: Андрей Заржецкий
Новосибирцы уже было начали привыкать к завалам в мусорных баках. Но есть ощущение, что ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Теперь вывоз смешанных ТКО по скорости практически уравнялся с вывозом отсор­тированных на переработку отходов, а местами даже опережает. Фото: Андрей Заржецкий

Депутаты оценили работу нового регионального оператора: «мы уже «наелись» конкурсов, когда к нам приходят без своей техники и без всего»

Прошло девять месяцев, как в Новосибирской области сменился региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Как известно, по работе прошлого оператора, «Экология-Новосибирск», было много нареканий. Устраивает ли новосибирцев работа действующего подрядчика?

На заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам депутаты рассмотрели вопрос «О деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) — муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Спецавтохозяйство» на территории Новосибирской области». Перед парламентариями ответ держала заместитель директора по финансам Галина Тукаева. Период отчетности — почти год, с 11 февраля 2023-го.

— По состоя­нию на 30 сентября 2023 го­да осуществлен сбор и транспортировка 6975 кубических метров твердых коммунальных отходов, — бод­ро отрапортовала докладчица. — При этом доля транспортирования ТКО с территории области собственным транспортом предприятия составляет 42 процента от общего объема, в том числе по городу Новосибирску — 54,6 процента. Ежедневно на линии выходит порядка 280 экипажей спецтехники для оказания услуг вывоза отходов, в том числе 80 — от нашего предприятия. Все транспортные средства в зоне деятельности регионального оператора оснащены аппаратурой спутниковой навигации.

По данным регоператора, с февраля обработано 85 тысяч обращений потребителей в диспетчерскую службу, из них менее 20 процентов относилось к категории жалоб на оказание услуг.

— На 30 сентября дебиторская задолженность потребителей составляет 471 миллион рублей, — уточнила Галина Тукаева. — Собираемость — 90 процентов, в том числе 87 процентов — по физическим и 98 — по юридическим лицам.

Министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Денис Архипов напомнил, что соглашение, заключенное с МУП «САХ», временное — оно действует не более года, и дал оценку работе оператора.

— В ближайшее время мы объявим конкурс на выбор постоянного регионального оператора, сроки временно заканчиваются в феврале следую­щего года, — уточнил министр. — Если сравнивать 2022 и 2023 годы, отмечу, что за прошедший период количество жалоб в части своевременности вывоза ТКО с площадок накопления значительно сократилось. За это время по установленной федеральными нормативами форме составлен всего лишь один акт в отношении МУП, связанный с нарушением регламента вывоза. Остальные все замечания, которые выявлялись (а у нас было 85 выездных проверок), были устранены своевременно. Есть, конечно, и проблемы. Например, по-прежнему зона охвата аналогична той, что была при «Экологии-Новосибирск», но тут предъявлять претензии сложно, так как этот оператор временный. А также был период сбоев вывоза накопленных отходов в городе Новосибирске и Коченёво. Сейчас системных сигналов нет, точнее, если они есть, региональный оператор вовремя реагирует.

«Нужно отстаивать грудью»…

Региональные парламентарии были единодушны в одобрении деятельности МУП «САХ».

— Вы вот несколько раз подчеркнули, что это временный регоператор. Вы, надеюсь, не собираетесь его менять? — спросил у министра депутат Вячеслав Илюхин. — Есть такой закон: если работает — не трогай. То, что было раньше, и то, что сейчас, — это небо и земля. И если уж у нас есть свой рег­оператор, который много лет в Новосибирске, который сейчас работает, надо всеми силами его поддерживать. Что бы там ни говорили, мы уже «наелись» конкурсов, когда к нам приходят без своей техники и без всего на свете. Я считаю, что нам нужно добиваться того, чтобы временный регоператор стал постоянным. Конечно, есть еще вопросы и есть над чем работать. Но сейчас ситуация сильно отличается от того, что было. Так что я считаю, что нужно отстаивать грудью своего регоператора и никого другого сюда не пускать.

046-09-02_M.jpg

Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Министр уточнил, что он назвал оператора временным не просто так, а потому, что с действующим регоператором пока не обсуждаются долгосрочные планы развития: «Это произойдет только когда будет заключено соглашение на длительный период».

— Конечно же, с действующим оператором нам работать удобно. Самое главное — это оперативность реакции на то, что происходит. И нужно отдать должное, что тот переходный период, который был, оператор достойно отработал, и если и были замечания, то они оперативно устранялись, — прокомментировал министр.

Не только критика

Как подчеркнул заместитель председателя комитета Евгений Покровский, приятно отмечать, что в адрес регоператора первый раз звучат слова поощрения, ведь до этого на протяжении нескольких лет была только критика.

Депутат Дмитрий Козловский согласился и добавил, что, вообще-то, нужно было раньше принимать решение и не доводить до того, что регоператор должен нашим перевозчикам два миллиарда рублей.

— Какова судьба этих денег, их получили наши перевозчики или нет? — задал вопрос депутат.

Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка ответил, что предприятие — банкрот, а все вопросы решаются в суде. По словам чиновника, из бюджета области эти долги возмещать не придется.

— Хотя были попытки предъявить Новосибирской области в том числе упущенную выгоду и так далее. Но в суде все вопросы решаются, — уточнил Сергей Сёмка.

Заместитель председателя комитета Вадим Агеенко пожелал МУП «САХ», чтобы оно нормально подготовилось и победило на конкурсе по выбору регионального оператора на постоянной основе.

— Опыт у них есть, они победители нескольких конкурсов, поэтому хочется только пожелать, чтобы снова выиграли, — сказал Вадим Агеенко. — Попутно у меня два вопроса. Я понимаю, что с городом у вас проблем нет, потому что вы с городом все время и работали (три района к вам добавили), а вот как с областью? Собираетесь ли вы расширять свое представительство, открывать офисы в других районах? И хватает ли для вывоза мусора 280 экипажей и как будет расширяться работа в районах области?

Галина Тукаева ответила, что сейчас заключаются три агентских договора с подрядчиками в Маслянинском, Болотнинском и Купинском районах, потом будут еще три района области. А из 280 задействованных в вывозе мусора экипажей 80 машин принадлежат МУП «САХ».

— Сейчас у нас в парке используется 87 единиц собственной техники, еще около 20 машин в аренде. Мы парк наращиваем и, если будет необходимость, увеличим еще, будем приобретать машины, — ответила Галина Тукаева.

О том, как оценивают депутаты работу регоператора, рассказал в конце заседания Дмит­рий Козловский.

— Почему мы нормально оцениваем работу МУП «Спецавтохозяйство»? Потому что в комитет нет злобных обращений жителей, что мусор не вывозят, а с перевозчиками не рассчитываются. Ситуация в целом успокоилась, — объяснил парламентарий. — Конечно, пока еще рано подводить какие-то итоги — итоги подведем в феврале. Но как временная организация, которая взяла на себя такую ответственность, я считаю, справились отлично. Опыт у предприятия огромный, и, думаю, они его применят для того, чтобы выиграть конкурс на постоянного регоператора. Важно, чтобы сюда не пришли фирмы, которые ничего не умеют делать. А то приехали, собрали деньги — ведь два миллиарда должны нашим перевозчикам! Их обанкротили, а перевозчики деньги не получили. Кто-то разорился, а кто-то теперь ждет решения суда.