Нарушителей на мусорных самосвалах теперь будет «ловить» цифра
Нарушителей на мусорных самосвалах теперь будет «ловить» цифра
Стоит установить камеры, поймать за руку недобросовестных подрядчиков на вывозе отходов да завести на них несколько дел, как в отдельно взятом микрорайоне становится на порядок чище.
В Новосибирске таким образом освободили один из пустырей в частном секторе по улице Большой.
Разницу «было — стало» можно узреть на снимках с квадрокоптера. Сейчас там практически порядок. Разве что громадные плиты все еще напоминают о беспределе. Как сообщили в минприроды, которое и устроило нам небольшую экскурсию «к месту событий», теперь успешный опыт борьбы со стихийными свалками в черте населенных пунктов будет распространен в целом по столице области.
Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ
Кстати, уже в ближайшее время очередной экспериментальной площадкой в мегаполисе может стать улица Малыгина. Поступают заявки и от районов области, где с этим тоже беда-беда.
А речь, говоря на языке официальном, идет о промежуточных итогах пилотного проекта региональных министерств природы и цифрового развития. Ведомства объединили усилия, чтобы пресечь несанкционированный сброс отходов. Первой площадкой стала улица Большая. С 19 сентября здесь работают фото- и видеокамеры, которые фиксируют государственные номера автомобилей, заезжающих на объект груженными мусором.
Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ
— Камеры установлены таким образом, что мы видим, когда заезжает груженый автомобиль и когда выезжает. Если он выехал без мусора — а рядом нет мест официального складирования отходов, — значит, нарушил законодательство, — прокомментировал начальник отдела оперативного реагирования экологической инспекции министерства природных ресурсов и экологии региона Олег Бобровский. — Так как в этом году установлены ограничения на возбуждение административных дел, ведомство и управление министерства внутренних дел по Новосибирской области разработали регламент, в соответствии с которым зафиксированные камерами материалы направляются в правоохранительные органы для дальнейшего выяснения обстоятельств.
В настоящее время в полиции решают, есть ли состав административного правонарушения в действиях 61 водителя. Причем в министерстве природы отмечают, что положительная динамика уже имеет место быть. Если в начале эксперимента в сутки фиксировалось семь-восемь машин, то сейчас — не более двух.
— Как правило, водители заезжают — причем не исключаем, что сидящие в будке люди предупреждают их о том, что на территории установлены камеры, — и с такими же отходами выезжают обратно, — добавил Олег Бобровский. — Мы осуществляем еженедельный мониторинг на месте и видим, что, по крайней мере, массового скопления мусора не наблюдается. Ситуация находится под контролем, в дальнейшем остается только уборка и рекультивация данного места.
Искусственный интеллект в помощь
Каждый день инспекторы проверяют в записи факты заезда и выезда автомобилей, фиксирует которые, а заодно и распознает государственный номер автотранспортного средства, искусственный интеллект.
— Нашим министерством организована установка на объекте четырех камер видеонаблюдения с возможностью применения аналитики распознавания автомобильных номеров, — объяснил заместитель министра цифрового развития и связи Новосибирской области Антон Лошаков. — Средства видеофиксации установлены на столбы с постоянным источником электроэнергии. Трансляция видеопотока с двух въездов осуществляется через настроенный личный кабинет, доступ к которому предоставлен сотрудникам регионального минприроды.
Остается напомнить, что не соблюдающим требования по размещению отходов грозит административное наказание. Физические лица могут быть оштрафованы на сумму от 40 тысяч рублей, юридические — до 120 тысяч рублей, а при повторном нарушении законодательства не исключено изъятие автотранспорта, на котором вывозился мусор. В министерстве природы подчеркивают, что сдавать его на полигоны действительно выгоднее, чем платить такие суммы.
По поводу концессии и природоохранного законодательства
Кстати, только в Новосибирске действуют две крупные площадки для длительного хранения, обезвреживания и изоляции отходов — Хилокский и Гусинобродский полигоны. Они практически исчерпали свои ресурсы, поэтому в ближайшее время их предстоит рекультивировать. Предварительный процесс прекращения захоронения отходов здесь уже инициирован. Отправной точкой стало подписание в правительстве региона концессионного соглашения на строительство высокотехнологичного объекта по переработке твердых коммунальных отходов (ТКО) в Верх-Тулинском сельсовете Новосибирского района. На конкурсной основе такое право получило МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство».
— Параметры концессионного объекта позволят сортировать 100 процентов отходов, поступающих на комплекс, а применяемые там технологии: выборка вторичных материальных фракций из ТКО и крупногабаритного мусора, компостирование органической части ТКО, изготовление RDF-топлива, применение в хозяйственных целях щепы и вторичного щебня — снизят захоронение поступающих отходов в пять раз, до 22 процентов, — рассказал директор предприятия Андрей Зыков. — Соответственно, полигон будет малой частью концессионного объекта, где будут захоранивать «сухие хвосты» — отходы, которые в настоящее время невозможно включить в замкнутый цикл экономики.
После того как все договоры аренды земельных участков, необходимые для проектирования и строительства, будут зарегистрированы, комплекс «Левобережный» должен быть введен в эксплуатацию за 24 месяца. В год он будет принимать 300 тысяч тонн КГО и располагаться на расстоянии 3,3 километра от жилых домов села Верх-Тула.
В целом новая современная система обращения с отходами в Новосибирской области должна обеспечить 100-процентную сортировку и уменьшение в два раза направляемого на полигоны объема отходов.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей Сёмка, заместитель губернатора Новосибирской области:
— Строительство комплексов начнется только после проведения комплексных инженерных изысканий на земельных участках и прохождения государственной экологической экспертизы проектной документации. Обязательным приложением к проектной документации, направляемой на экологическую экспертизу, являются материалы обсуждений объектов с гражданами, то есть концессионеры обязаны подробно рассказать жителям о проектах.