Как троглодита научить любить природу
Депутаты предлагают просвещать несведущих в вопросах экологии граждан
Как известно, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Правда, пока еще далеко не все граждане понимают, почему нужно сортировать мусор, где его можно складировать, а где не стоит, почему нельзя сливать продукты жизнедеятельности в водоемы и много чего еще. Хотя как не понимают? Наверное, дело в другом.
Смысл слова «понимание» здесь, скорее, надо было бы трактовать как «понимание степени ответственности за действие или бездействие», а не как «понимание, почему это делать можно, а это — нельзя». Потому что окружают нас, хочется верить, люди образованные, а не доисторические троглодиты с человеческим обликом, обильной волосатостью и неразвитой речью. Ведь экологически образованный человек не станет сливать производственные отходы в речку, пилить ради наживы реликтовый лес и так далее.
Но мы — страна миролюбивая, общество — интеллигентное, а наш законодатель — друг и наставник, а не каратель. Очередная попытка призвать к пониманию смысла экологического поведения, необходимости беречь нашу мать-природу воплощается в законодательный документ.
Про «базовые азы»
На минувшей неделе на заседании комиссии Законодательного собрания Новосибирской области по экологии была создана рабочая группа по разработке областного закона об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения.
По мнению зампреда комиссии по экологии Ярослава Фролова, «прежде чем с кого-то что-то спрашивать, нужно дать людям какие-то базовые азы»:
— Все мы прекрасно понимаем, что вопрос крайне насущный, и много об этом говорится и на разных уровнях, — подчеркнул в начале обсуждения Ярослав Фролов.
С докладом по вопросу о создании рабочей группы по разработке областного закона об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Новосибирской области выступил инициатор законопроекта, депутат Роман Мурзин.
— Практически на каждом заседании нашей комиссии по экологии участники приходят к выводу о необходимости разработки комплексного подхода к решению задач экологического просвещения населения в Новосибирской области. Потому что зачастую дефицит экологических знаний лежит в основе большей части нарушений природоохранного законодательства.
По словам Романа Мурзина, подобные региональные законы по экологическому просвещению уже приняты во многих субъектах Российской Федерации, например в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской, Томской, Иркутской областях — всего в более чем тридцати субъектах РФ.
— Полагаю, что разработка подобного закона как раз будет способствовать обеспечению необходимого комплексного подхода к решению вопросов экологического просвещения. Для этого целесообразно создать в комиссии по экологии рабочую группу, которая займется как раз разработкой этого закона, — отметил Роман Мурзин.
По словам инициатора законопроекта, в состав рабочей группы войдут парламентарии региона от комитета Заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике и комиссии по экологии, а также представители Общественной палаты и региональных министерств — природных ресурсов и экологии, науки и инновационной политики, региональной политики, образования, юстиции — и специалисты комитета охраны окружающей среды мэрии города Новосибирска. Пул экспертов серьезный.
Может, зря экология не школьный предмет?
Председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Новосибирской области — там тоже есть такая комиссия! — Ирина Хапко отметила, что общественники горячо поддерживают создание рабочей группы и разработку областного закона.
— Региону необходимо не просто сформировать закон, а сформировать программу, по которой будет действовать этот закон, для того чтобы он не был рамочным, — подчеркнула Ирина Хапко.
И это очень правильно. Ведь у нас, получается, выросло не одно поколение совершенно необразованных в смысле экологии граждан, потому что, как отметила Ирина Хапко, с введением ЕГЭ некоторые школьные предметы, такие как экология, география, биология, вышли в разряд факультативных. «И у нас сейчас большая брешь в экологическом образовании, — отметила общественница. — Причем не только у школьников, то есть детей, но и в педагогическом составе!» Тут следует сделать ремарку: все-таки биология и география преподаются в общеобразовательной школе в качестве основных предметов, по ним даже сдают ОГЭ после 9-го класса. А вот 10–11-е классы могут, видимо, «факультативить» по этому поводу, смотря с каким профилем класс. Если медицинский, то там явно биология будет в приоритете, наряду с математикой и химией.
Что касается высшего образования, Ирина Хапко привела следующую статистику: сегодня только 0,03 процента из всех студентов получают образование в области экологии или природопользования, и лишь 0,04 процента из работающих специалистов повышают свою квалификацию по этому направлению.
— Поэтому у нас сейчас стоит большая задача разработать не только закон, но и программу. И мы готовы активно работать, готовы предоставить любых специалистов из общественных организаций, научно-исследовательских институтов для того, чтобы мы могли разработать не формальный закон. По моему мнению, аналогичные законы Томской области, Приморского края — это законы формальные, которые мало что решают. И хотелось бы, если уж мы взялись в Новосибирской области за этот закон, чтобы он у нас был действенным.
Возможно, если дети будут до 11-го класса изучать и детально разбирать влияние деятельности человека на окружающую среду, то они вырастут культурными с точки зрения экологии людьми и законопослушными гражданами. Не станут живодерствовать, будут мусор сортировать и, став предпринимателями и купив себе автомойку, не будут устраивать сливы в близлежащий ручей. Или, став водителями мусоровоза, вываливать из кузова хлам в березовой роще, а доставят его на полигон.
Проект к декабрю
Законопроект — инициатива с прицелом на благополучное будущее, ведь пока дело делается, пока дойдет до школ, куда еще должны прийти соответствующие педагоги, вырастет еще одно поколение экологически необразованных. Поэтому нужно торопиться.
Депутат Денис Субботин поинтересовался, реально ли создать закон до 3 ноября. «Нам нужно не меньше месяца,» — уточнила Ирина Хапко.
— Мы хотели бы в декабре увидеть уже концепцию этого закона, — высказался Денис Субботин. — Пусть там и не будет к этому времени все юридически правильно, но смысловую часть хотелось бы увидеть.
В итоге комиссия утвердила состав рабочей группы, на декабрьском заседании комиссии Заксобрания по экологии планируется заслушать проект концепции, которая ляжет в основу областного закона.
— Все говорят о важности и своевременности экологического просвещения, — резюмировал Ярослав Фролов. — Тем не менее по большому счету, кроме специальных вузов, которые готовят именно специалистов, всеобщего подхода к этой проблеме, к сожалению, пока нет. И данный закон позволит приблизить наших граждан к вопросам охраны окружающей среды. Здесь нам, депутатам, видится важной роль образовательных учреждений, причем начиная с дошкольного возраста. Ведь детей нужно с малых лет учить не мусорить, не ломать деревья, заботиться о животных.