Овечки с бруцеллёзом и мировая обстановка
Как нам противостоять ветеринарным угрозам в условиях, когда владельцы скота обходят закон?
Тревожные новости о сложной эпизоотической ситуации в ряде регионов России — верный повод разузнать: а как у нас? Не грозит ли и новосибирскому сельскохозяйственному поголовью высокопатогенный птичий грипп или африканская чума свиней? Как выяснилось, в регионе пока столкнулись с другой бедой — уже зарегистрированы хоть и единичные, но все же случаи бруцеллеза животных.
Информация была озвучена в региональном правительстве на заседании областной чрезвычайной противоэпизоотической комиссии. В регионе ситуацию мониторят. Кстати, сезон охоты добавляет новые риски. В августе, к примеру, поступил сигнал о больной дичи: трихинелла обнаружена в мясе барсука, добытого охотником в Куйбышевском районе. Медведя с тем же диагнозом подстрелили в соседнем регионе, какая «прописка» у мишки была, не имеет значения. Звери не признают административных границ. Трихинеллез — паразитарное заболевание, исход столкновения с ним для человека, отведавшего зараженного мяса, может быть фатальным.
Однако в большей степени волнует состояние сельхозпоголовья, поскольку это сильно влияет на массовую обеспеченность граждан продовольствием.
Баран в багажнике — угроза обществу
— Основная цель нашей деятельности — обеспечение эпизоотической и пищевой безопасности, — говорит заместитель начальника управления ветеринарии Новосибирской области Владимир Гоппе. — Хочу отметить, что эпизоотическая ситуация в мире постоянно ухудшается, особенно по таким опасным заболеваниям, как африканская чума свиней и птичий грипп. Это создает постоянную угрозу поголовью сельскохозяйственных животных и птиц, что, в свою очередь, негативно влияет на развитие агропромышленного комплекса. В целом можно сказать, что в этом смысле ситуация в Новосибирской области благополучная.
Сводный областной мобильный противоэпизоотический отряд занимается ликвидацией очагов заразных и массовых незаразных болезней животных. Фото: vet.nso.ru
Однако есть исключения. По словам Владимира Гоппе, в нынешнем году в регионе было зафиксировано 20 случаев бешенства — больше, чем в прошлом. И это несмотря на то, что в местах обитания диких хищных животных постоянно разбрасывают приманку с вакциной против этого опасного заболевания.
Кроме того, по сравнению с прошлым годом несколько ухудшилась ситуация по бруцеллезу. Всего было зарегистрировано девять очагов, причем все они были обнаружены в личных подсобных хозяйствах, владельцы которых не соблюдают элементарные правила. Например, при завозе животных из других регионов не ставят их на карантин. Особенно опасен в этом отношении мелкий рогатый скот, иначе говоря, овцы. Барана можно незаметно провезти в багажнике легковушки мимо постов ГИБДД — корову так не провезешь. Например, один владелец ЛПХ продавал своих овечек, которые, как выяснилось, были больны, и распространил таким образом бруцеллез чуть ли не на весь район. Специалисты до сих пор занимаются выявлением больных животных. Вспышки бруцеллеза были зафиксированы в Татарском и Сузунском районах.
А если бы заболели люди? И не факт, что не заболели. Куда сбывали мясо больных животных? Мораль: покупайте мясо только сертифицированное и в магазине, никак не с рук вдоль дороги или с машины.
Заслон на пути сибирской язвы
Еще одно важное направление работы управления ветеринарии — утилизация скотомогильников. «Советская Сибирь» уже рассказывала своим читателям об этой насущной проблеме. Напомним, сегодня, согласно действующему законодательству, биологические отходы надлежит не закапывать в землю, а сжигать в крематорах. Скотомогильники строить запрещено.
Специалисты областного управления ветеринарии ежедневно проводят тысячи исследований, чтобы обеспечить безопасность продуктов на столе новосибирцев.
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
— В Новосибирской области был принят закон, регламентирующий подобную деятельность, — рассказывает начальник отдела госветслужбы районов области Даниил Миловидов. — В 2022 году в регионе было проведено обследование территории, выявлено 808 скотомогильников. Из областного бюджета в 2022 году было выделено 22 миллиона рублей, благодаря чему 187 скотомогильников было ликвидировано.
По словам Даниила Миловидова, эта работа продолжается и в нынешнем году — в планах ликвидация 88 скотомогильников, на что из регионального бюджета выделили 25 миллионов рублей. Кроме того, специалисты выявили девять сибиреязвенных скотомогильников, трогать которые ни в коем случае нельзя. Для восьми из них уже созданы санитарно-защитные зоны, данные о которых внесены в единый государственный реестр недвижимости. По оставшемуся сибиреязвенному скотомогильнику ведется работа.
Самая большая лаборатория за Уралом
Чтобы обеспечить ветеринарную безопасность и не допустить возникновения эпизоотий, чрезвычайно важна своевременная и точная диагностика. Как рассказала директор новосибирского филиала Федерального центра охраны здоровья животных Анжелика Новикова, в Новосибирске готовится к открытию крупнейшая за Уралом лаборатория, оснащенная высокоточным современным оборудованием для работы с особо опасными болезнями животных. Лаборатория начнет действовать в октябре.
— Лабораторный комплекс расположен в Дзержинском районе, — говорит Анжелика Новикова. — Запуск новой лаборатории позволит увеличить количество и качество лабораторных исследований, а также создать дополнительные рабочие места, расширить перечень определяемых показателей, сократить сроки испытания образцов. Хочу отметить, что в Новосибирской области постоянно растут производственные мощности агропромышленного комплекса, поэтому центр охраны здоровья животных фиксирует рост обращений.
Можно есть без страха
Не менее важна и пищевая безопасность. По словам Владимира Гоппе, за шесть месяцев нынешнего года специалисты областного управления ветеринарии провели более 18 миллионов ветеринарно-санитарных экспертиз и выдали около 75 миллионов электронных ветеринарных сертификатов. Изъято и направлено на утилизацию более пяти тысяч тонн некачественной продукции.
И тем не менее в целом продукты питания, которые производят у нас в регионе, безопасны. Об этом, по мнению руководителя управления Россельхознадзора по Новосибирской и Томской областям Александра Баева, свидетельствует постоянный рост объемов экспорта сельхозпродукции животного происхождения в другие страны и регионы. Так, например, в 2023 году было экспортировано более семи тысяч тонн такой продукции. Для сравнения: в прошлом году этот показатель составил шесть тысяч тонн.
— Как пример могу привести Ново-Барышевскую птицефабрику. Они начинали с небольших объемов экспорта, примерно с миллиона штук яйца, а в нынешнем году отправили в Монголию уже больше 20 миллионов, — подчеркнул Александр Баев. — Сегодня наши производители экспортируют рыбу, мороженое, мясо птицы, корма для животных, кормовые добавки. География тоже обширная — от Литвы и Германии до Китая и Японии.