Когда король тоже человек
Итальянскую сказку дель арте поставили в Новосибирске при поддержке регионального минкультуры
При желании, терпении, определенном навыке и финансовой поддержке министерства культуры Новосибирской области даже из строительного мусора можно выпилить не только табуретку, королевский трон, оленя и попугая, но и целый волшебный мир. Да так, что все в этом мире будут буквально как живые!
В Новосибирске появились последователи театра Вахтангова: Сибирский камерный театр (брендовое название — Театр «13 трамвай» — Прим. авт.) накануне лета представил публике фьябу, то есть масочную музыкальную сказочную трагикомедию по пьесе итальянского драматурга Карло Гоцци «Король-Олень». В которой даже у куска фанеры есть имя и невеста в перспективе. Причем действует на сцене фанерный герой наравне с вполне живыми артистами и не менее живым музыкальным сопровождением.
Поют в спектакле под названием «Король — НЕ олень!» (вероятно, кому-то наконец стало обидно за короля, которому навесили рога) тоже вживую. Помните, советские артисты (в частности, совершенно неузнаваемая в партии Анджелы Алла Пугачёва) незабываемо пели под музыку Таривердиева в фильме 1969 года? Так вот, на этом сходство с советской классикой заканчивается: здесь уже и история о другом. При этом текст Карло Гоцци, написанный, на минуточку, в далеком 1762 году, почти полностью бережно перенесен на сцену.
У режиссера-постановщика Сергея Шелковникова задача была не из простых: сделать так, чтобы зритель не умер от скуки в процессе первого же действия (для современной публики пьеса эта очень уж затянута), не запутался в причудливых взаимоотношениях персонажей, бесконечных фокусах и превращениях. И, может быть, даже узнал себя в каком-то из эпизодов. В остальном действие развивается согласно драматургической первооснове: злодей Тарталья, как и положено злодею, злодействует и заикается, король Дерамо красиво ходит, говорит и любит, Анджела не врет, а Дурандарте — волшебник. При этом Тарталья умеет к тому же стрелять из базуки, Анджела — играть на скрипке, а король Дерамо — превращаться в Тарталью без всяких масок. Как и прежде, зрителям предстоит увидеть, узнает ли категоричная и принципиальная Анджела своего возлюбленного короля под чужой личиной. И будет ли наказан злой, подлый и от этого некрасивый придворный Тарталья. Спойлер: все будет.
Фото: Валентин Копалов, предоставлено Сибирским камерным театром «13 трамвай»
Герои здесь поют, участвуют в акробатических номерах, импровизируют и ведут себя, как и положено персонажам комедии маски, как площадные артисты. В целом зрелище вполне себе вписывается в формат площадного представления, которое и запланировал режиссер. Кстати, выбрал он пьесу сам. По его словам, необходимо было найти текст, способный вобрать в себя всю энергию молодой группы созидателей, дать тему, интересную именно молодежи. А что может быть актуальнее, чем любовь — предательство — разоблачение и счастливый финал?
Кстати, одной из основных деталей фьябы является мораль в конце. Но благодаря голосу автора, рассказчику, которого играет Илья Боров, мораль эта выглядит совсем ненавязчиво и от этого очень убедительно.
Художник-постановщик спектакля Анастасия Макарова создала пространство, не перенасыщенное деталями, чтобы зритель не отвлекался от действующих на сцене героев. Остается добавить, что спектакль «Король — НЕ олень!» рассчитан на самого широкого зрителя от 16 лет.
ИНТЕРЕСНО
В России мало кто знал пьесы Гоцци до того, как ими заинтересовался русский коллега драматурга, Александр Островский, юбилей которого мы отмечаем в этом году.
Настоящее признание пьесы Гоцци получили уже на сцене советского театра — примером тому бессмертная постановка Евгения Вахтангова «Принцессы Турандот».
Начинал свою творческую деятельность юрист Карло Гоцци как сатирик, но затем обратился к жанру сказки, потому как увидел, что публике сказки нравятся.
Хотя Гоцци и был графом, но всю жизнь прожил холостяком и в бедности, при этом вынужденно помогая своим родственникам.