Интересное время для книги: читать или слушать?
Писатели и блогеры обсудили в Новосибирске, как с новыми технологиями меняется литература и её продвижение
Будет ли искусственный интеллект когда-нибудь писать бестселлеры, как лучше читать книги — с листа или с экрана и почему бумага все-таки «бьет» по продажам аудиокнигу — все эти темы поднимали писатели и книжные блогеры на дискуссии «Книга в эпоху мультимедиа: от веб-сериалов до искусственного интеллекта», которая прошла в рамках Межрегиональной мастерской для писателей Сибири.
Мастерская работала в нашем регионе с 23 по 26 марта. Организатор мероприятия — Ассоциация союзов писателей и издателей России (АСПИР) при содействии правительства Новосибирской области.
Плюсы аудиокниги и вероятность «уплыть»
Наставниками семинаров и секций выступили, в частности, такие известные авторы, как российский поэт, прозаик и эссеист Дмитрий Воденников, лауреат премии «Национальный бестселлер» и автор романа «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексей Сальников, автор телеграм-канала «Хемингуэй позвонит» Егор Апполонов и ведущий редактор «Редакции Елены Шубиной» Алексей Портнов. Они же участвовали в дискуссии «Книга в эпоху мультимедиа» — обсудили достоинства и недостатки бумажной книги, радиоспектакли и грампластинки как форму эстетического досуга и многое другое. Выдержки из беседы приводит «Советская Сибирь».
— Люди моего поколения помнят, что были такие пластинки — «Бременские музыканты», «Голубой щенок» и другие. Понятно, что это не вполне книга, потому что там есть музыка, есть актерское исполнение, — вспоминает Дмитрий Воденников. — Это была одна из возможностей существовать в пространстве книги, не читая ее. И еще радио. Сейчас много музыкального радио. Недавно меня везли в какой-то очередной аэропорт, и я был потрясен, потому что мой шофер слушал не шансон, не какое-нибудь другое музыкальное радио — он слушал аудиокнигу. Это меня поразило. Аудиокнига — это вещь, которая позволяет тебе освободить руки. Ты можешь делать все что угодно и слушать ее. Есть у нее, впрочем, маленький недостаток — ты можешь «уплыть». Как-то я слушал «Бесов» Достоевского — было время, поскольку ходил по 10 километров в день. И в какой-то момент понял, что роман журчит-журчит, а я уже совершенно ушел в другую историю. С настоящей книгой у тебя такого не происходит: ты ее читаешь и не «уплываешь». Хотя, может быть, скоро что-нибудь и придумают: может, там будет такой «колокольчик», который будет нас «будить».
Не самое богоугодное занятие
— Для меня лично книга существует только в бумажном формате: я ортодокс- консерватор, — комментирует Алексей Портнов. — Для меня книга — это то, что напечатано на бумаге, сверстано — ни с коем случае это не пиратская распечатка из интернета. Я не воспринимаю аудиоформат. Но если говорить об аудиоформате, то я бы разделял хорошие советские пластинки и формат аудиокниги. Думаю, это не самое богоугодное занятие, когда люди где-нибудь в автомобиле или занимаясь уборкой параллельно фоном слушают аудиокнигу. Я вижу в этом какое-то неуважение — к книге, тексту, к автору. Потому что книга таким образом превращается в какой-то фон. Не вслушиваться в текст — это преступление: когда мы фоном что-то слушаем, мы, возможно, упускаем какие-то важные детали, нюансы, смыслы, которые автор туда вкладывал. Я, как человек издательский, имею доступ к статистике продаж и чтения по разным категориям. Аудиокнига и электронная книга показывают большой рост в последние 5–10 лет, но этот рост относительный. А если сравнить их с бумажными книгами, то они проигрывают с очень большим отрывом. И еще много лет, даже при сохранении той же динамики, потребуется, чтобы они хотя бы догнали бумажные книги в плане продаж.
…и бесплатно напишет роман
Может ли искусственный интеллект писать бестселлеры?
— Безусловно, потому что бестселлер с точки зрения продаж — это маркетинговое понятие, — уточняет Егор Апполонов. — Потому что ИИ работает по формуле. И не может, потому что у него нет эмоционального опыта реального человека. ИИ не способен спроецировать эмоцию, потому что он не знает, что это такое.
Писатель Сергей Шаргунов, главный редактор журнала «Юность», председатель АСПИР и депутат Государственной Думы отметил, что на мастерскую собрались самые талантливые молодые авторы со всей Сибири. Фото: mk.nso.ru
Но книга — это всего лишь инструмент для передачи некоего эмоционального опыта, который автор из себя извергает, а читатель в себя принимает. В этом смысле совершенно не важно, как эта книга или как этот текст себя проявляет, — важно то, каким образом этот эмоциональный опыт внедряется в человека, который с ним взаимодействует. Текст мертв, пока его не берут в руки и не начинают читать. Книги, которые стоят у вас дома, мертвы, потому что вы их не читаете: они в какой-то момент оживали, когда вы их читали, потом они умирают и оживают в тот момент, когда вы возвращаетесь к ним в воспоминаниях и эмоциональном опыте. А вообще, мы сейчас живем в эпоху прогресса, и глупо отвергать этот прогресс. Мы не пытаемся ездить сейчас на телегах — это предлагается как некое развлечение в Санкт-Петербурге. Но это все же экзотика. И книга тоже претерпевает самую очевидную трансформацию, потому что это эволюция текста. Нейрофизиологически уже было замерено, что текст, который мы читаем с экранного носителя, воспринимается на 18 процентов хуже, чем текст, который мы читаем с листа. Мы читаем электронную книгу потому, что, когда едем в отпуск, не хотим брать чемодан любимых книг — у нас есть своя читалка, в которой есть библиотека. Но при этом электронный фильтр немного искажает восприятие текста. И мы не внедряемся в этот текст. Текст требует не только работы писателя, но и работы читателя, чтобы этот текст понять и через себя пропустить. Поэтому если вы, как читатель, хотите произвести работу с текстом, понять тот самый надтекстовый смысл, о котором говорил писатель Евгений Водолазкин, конечно же, нужно читать бумажный том. Если же вы хотите получить только эмоциональный опыт, совершенно неважно, в каком формате вы будете воспринимать этот текст. Потому что каждый человек выбирает себе удобный формат, и мы просто живем в интересное время.
«Насобачились на Чехове…»
Сейчас для раскрутки издания используется все: от желания читателя казаться умным самому себе (так, повысить продажи поможет, например, позиционирование книги как интеллектуального бестселлера) до коротких вирусных видео от блогеров в «Тик-токе» (социальная сеть — Прим. ред.), так называемого «бук-тока».
Если же говорить о неновых форматах альтернативного бытия литературы, то в некоторых кругах считается, что любая экранизация для книги полезна, потому что повышает к ней интерес. Якобы, помимо продвижения, в текст привносятся еще и смыслы людей, которые книгу ставят. Но, видимо, не для всех писателей эти новые смыслы одинаково полезны. «Бывало ли такое, что после постановки спектакля или после просмотра фильма вы увидели что-то, что было уже не вашим?» — спросили, в частности, автора «Петровых в гриппе» Алексея Сальникова.
— Да. Почти все и было не мое уже, — комментирует писатель. — Вроде бы происходит то же самое, но особенно театральная трактовка — а театральные режиссеры это умеют, они насобачились на Чехове, на каких-нибудь фестивалях «Чайки», и это же просто невероятно, что они могут с любым другим произведением сделать — это просто не описать! Вот откуда они достают все эти удивительные трактовки? При этом они вполне логично как бы выходят из текста. Я уж не говорю, какой логичный вывод сделал «Гоголь-центр» в своей постановке: что вот эти люди, которые едут в книге, в троллейбусе, полубезумные — это, по сути дела, те же дети — зайчики, белочки и снежинки, с которыми Петров когда-то ходил на елку. В принципе, логично: они все выросли и сошли с ума. Такой вот вывод. И хотя он вроде бы логичен, лично я его не ожидал.
МНЕНИЕ
Заместитель губернатора Новосибирской области Ирина Мануйлова:
— Новосибирская область гордится тем, что первой площадкой мероприятий АСПИР 2023 года выбран Новосибирск. Мы живем в такое время, когда чувствуется запрос общества на знание своей истории, культуры, литературы. Это устойчивый запрос, и наша обязанность — поддержать его. Поддержка писательского сообщества — одно из приоритетных направлений нашей работы. Благодаря развитой инфраструктуре чтения и системному взаимодействию библиотечного сообщества, органов власти и активной общественности, в 2022 году Новосибирская область была признана самым читающим регионом России. Немалый вклад в развитие этой сферы вносит Ассоциация союзов писателей и издателей России. Уверена, новый проект ассоциации станет для участников еще одной ступенью в творческом развитии и откроет немало новых имен. От имени губернатора Новосибирской области Андрея Травникова желаю успехов всем участникам и проекту в целом.