Душа Сузунского хора
В начале марта на встрече с участниками пилотной образовательной программы «Школа наставника» Президент России дал старт Году педагога и наставника
Сузунский краеведческий музей «Центр исторической информации» открывает Год педагога и наставника рассказом о заслуженном работнике культуры РСФСР Борисе Николаевиче Назарове — земляке, которого по праву считают душой местного хора.
В истории об идеальных людях как-то не верится. Но вот уже не первый человек говорит о том, что таких людей, как Борис Николаевич Назаров, больше нет. Душа-человек, воспитанный, тонкий, тактичный. И это все — о первом хормейстере Сузунского хора, который, будучи директором детской музыкальной школы, взвалил на себя груз и этих непростых обязанностей.
Обыкновенная судьба необыкновенного человека
Наверное, не получилось бы у семьи Полевахо подготовить концерт вновь образованного коллектива за 20 дней, если бы не он, человек, влюбленный в мир музыки и песни, знающий поющих и играющих на инструментах жителей Сузуна.
А начиналась судьба хормейстера обыкновенно: закончив Сузунскую семилетку, Назаров решил получить профессию шофера, популярную в то время у советской молодежи. В 1948 году начал водить машину в ЦРМ, работал там до армии. Служить довелось в морфлоте шифровальщиком. Вернулся в Сузун, устроился работать в ЦРБ водителем скорой помощи. И здесь ему пригодился баян, на котором играть он научился сам еще до службы в армии. В больнице за пять лет работы Назаров организовал хор медиков, успешно выступавший на смотрах художественной самодеятельности в области. На одном из таких смотров хор Сузунской ЦРБ был удостоен диплома III степени.
Фото: Центр исторической информации Сузунского краеведческого музея
14 декабря 1963 года Борис Николаевич перешел на работу в Сузунскую среднюю школу № 1, преподавать музыку. Затем, 8 сентября 1965 года, — в Сузунскую детскую музыкальную школу преподавателем по классу баяна. Через месяц стал директором музыкальной школы. Мечтал, чтобы в Сузуне был хор.
Служение искусству требовало образования. И Борис Николаевич начал учиться, окончил в 1972 году Московский государственный институт культуры, получил квалификацию культработника высшей категории по специальности дирижера самостоятельного оркестра народных инструментов.
Присматривал талантливых в музучилище
И вот в Сузун приехала Александра Попова — мечта о хоре становится осязаемой. Не включиться в такую работу Борис Николаевич, конечно же, не мог. Причем он не только сам начал сотрудничать с хором, но и, используя свой административный ресурс, привлек к занятиям в хоре педагогический коллектив «музыкалки». Именно из преподавателей музыкальной школы сложился ансамбль народных инструментов хора. Сотрудничество с Александрой Ивановной позволило Назарову развиваться профессионально. Позже в одном из интервью он скажет: «Ее голос — мой учебник и мой эталон».
Такт Назарова, его стремление к постижению музыки привлекали людей. Он сумел установить тесный контакт с администрацией Новосибирского музыкального училища. Туда на учебу отправлял своих талантливых перспективных учеников, там присматривал и приглашал на работу будущих преподавателей в школу, работников в Дом культуры.
Вспоминает Зинаида Суворова, ветеран Сузунской детской школы искусств, преподаватель музыкальной литературы:
— Когда я приехала в Сузун по распределению, в сузунском аэропорту меня встречал Борис Николаевич на своем зеленом автомобиле. Устроил меня жить к своей теще. Был очень внимательным к проблемам молодых специалистов.
И добавляет:
— Есть такое замечательное слово «подвижничество», оно от слова «движение»! Он был везде: в клубе, в школе! Добрый, открытый!
Приезжал в Ключики и показывал, как работать
Галина Зарубина, преподаватель отделения хореографии Сузунской детской школы искусств, вспоминает: «Борис Николаевич очень меня поддержал как молодого начинающего хореографа. Без его доброго отношения не представляю, как бы я справилась с шутками парней-танцоров. Борис Николаевич умел найти подход к каждому человеку, поддержать, успокоить, вдохновить на творчество».
Солисткам Сузунского хора аккомпанирует Борис Назаров. Конец 60-х годов ХХ века. Фото: Центр исторической информации Сузунского краеведческого музея
— Я учился на четвертом курсе, в январе Борис Николаевич вместе с Верой Михайловной Паршиной, парторгом колхоза имени Кирова, приехали к директору училища и уговорили его отпустить меня работать в Ключиковский Дом культуры, — рассказывает Андрей Тарасов, преподаватель баяна Сузунской детской школы искусств. — Один раз в месяц я приезжал в училище, сдавал экстерном зачеты. Так и закончил. В Ключиках был хор. Так вот, Борис Николаевич ездил ко мне на первые репетиции, показывал, как работать с хором. После службы в армии я, в военной форме, сразу пришел к нему за советом, куда пойти работать. С его подачи в 1988 году перешел из Дома культуры в музыкальную школу, и он передал мне своих учеников. Приходил в школу на экзамен, слушал, смотрел, как играют его ученики. 35-й год работаю в музыкальной школе, бывает всякое: иногда хочется поругать ученика, а вспомню Бориса Николаевича — и успокаиваюсь. Поражаюсь его терпению, преклоняюсь перед его уважением к своему труду, преданностью своему делу.
Дружил Борис Николаевич и со своими коллегами — директорами Карасукской, Черепановской, Маслянинской школ.
Ежедневные хлопоты и заботы о школе, три вечера в неделю — репетиции хора, к которым нужно было еще и подготовиться, обсуждение репертуара, концерты. Только в 1967 году — 40 концертов. А дальше и поездки по области, по стране, с 1974 года — выезды за рубеж.
«Отец всегда был для меня примером»
— А как дом, дети? — задаю вопрос Сергею Борисовичу, старшему сыну Назаровых.
Ответ не удивил.
— Домом в основном занималась матушка (такое обращение к матери не часто встретишь в наших местах) Валентина Дмитриевна. Она работала в больнице медсестрой, ходила в хор три раза в неделю. Занималась и мной, и братом. Отец — трудоголик, он сутками был занят учениками, преподавателями, музыкой.
Отдых у отца всегда проходил на природе. Он был страстным рыбаком, ходил на охоту. Кстати, и нас с Юрой (младшим братом) пристрастил к рыбалке. Но бывать на рыбалке с отцом нам доводилось нечасто.
Отец всегда был для меня примером трудолюбия, спокойствия, трезвости, целеустремленности.
И пусть пристрастия к музыке от родителей мы не унаследовали, я окончил музыкальную школу, играл в оркестре народных инструментов. Мои дети тоже выпускники музыкальной школы. Сын Виталий практически профессионально владеет игрой на гармони, дочь вернулась к игре на фортепьяно.
Борису Николаевичу Назарову за популяризацию народной и патриотической музыки, за музыкальное воспитание детей и юношества в 1971 году было присвоено высокое звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Хорошо, что в доме его сына и внуков звучит музыка.