USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Новая страница в аэроистории мегаполиса

Светлана ФРОЛОВА, Инна ВОЛОШИНА
Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ
Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ

Воздушные врата столицы Сибири наконец обрели по-настоящему столичный вид и масштаб

Сегодня, 8 февраля, отмечается 100 лет гражданской авиации России, и к этому дню приурочили открытие нового терминала аэропорта Толмачёво — крупнейшей воздушной гавани за Уралом. Оно состоится завтра, ожидается, что с приветствием выступит и глава государства.

Новый терминал аэропорта Толмачёво 9 февраля откроет Президент России Владимир Путин. По видеосвязи. Недавно во время личной беседы также в режиме видеоконференции губернатор Андрей Травников пригласил Владимира Путина на открытие нового пассажирского терминала, построенного с учетом всех современных требований, предъявляемых к обслуживанию пассажиров.

— Толмачёво развивается как большой межрегиональный хаб в азиатской части страны. Несмотря на пандемийные трудности и санкционные сложности, инвестор его реализует. Это сегодня самый крупный аэропортовый проект в нашей стране за пределами Москвы. Были сложности с импортозамещением, но тем не менее новый терминал общей площадью 50 тысяч квадратных метров будет введен в эксплуатацию. Поэтому, Владимир Владимирович, разрешите вас пригласить на это событие. Если будет возможность, мы, конечно, будем очень рады, для нас это будет очень важно, — сказал Андрей Травников.

Терминал имеет общую площадь 58,3 тысячи квадратных метров, оборудован шестью телескопическими трапами, 54 стойками регистрации. Запланированная пропускная способность — 1844 пассажира в час, годовой объем пассажирских перевозок — более 7,7 миллиона пассажиров в год. Общий объем финансирования составляет 18,1 миллиарда рублей.

Как Новосибирск получил крылья

Мало кто знает, что первый аэродром появился в Новосибирске тоже 100 лет назад и строили его на народные деньги. Справедливости ради стоит отметить, что первая крылатая машина приземлилась в нашем городе, который тогда назывался Новониколаевск, еще в 1911 году. Согласно информации, размещенной на краеведческом портале областной научной библиотеки, показательный полет над городом провел русский авиатор Яков Серов-Седов.

006-24-02.jpg

Коллаж: kraeved.ngonb.ru

В 1922 году молодая Советская Республика решила развивать собственный воздушный флот. В начале 1923 года был создан «Добролёт» — общество, занимавшееся практической работой по организации коммерческих воздушных путей сообщения, а в апреле его филиал появился и в Сибири. Участвовать в создании воздушного флота могли как предприятия, так и все желающие. Взнос для учреждения составлял 50 рублей единовременно и 5 рублей ежемесячно, а для отдельных граждан — единовременный взнос в размере 1 рубля и ежемесячный в размере 50 копеек. В мае 1923 года в Новониколаевске прошла первая «Неделя Красного воздушного флота», в которой приняли участие две тысячи человек и 13 учреждений, всего было собрано около 15 тысяч рублей золотом.

К строительству аэродрома приступили в сентябре того же года. Для него выбрали поле в районе Военного городка в Закаменском районе — сегодня он называется Октябрьский. Место выбирали с таким расчетом, чтобы там мог приземлиться любой самолет при любом ветре, хоть днем, хоть ночью. И 23 сентября это произошло: в город прилетел агитационный «Юнкерс» из Москвы. По пути самолет совершил посадки в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Кургане, Петропавловске, Омске. В каждом городе летчики совершали полеты с желающими и раздавали агитационную литературу.

Самолет торжественно передали Сибревкому, и уже в феврале 1924 года он совершил агитационный полет в Ордынское. «Десятилетним я увидел первый самолет, — вспоминал трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Покрышкин, — это был агитсамолет, прилетевший в мой родной город. Дотронувшись до дюралевых крыльев, я открыл для себя мечту в жизни: только летать, быть летчиком. И эта мечта стала целью всей моей жизни».