Что делают мальки в университете?
Раскрываем секрет, как вырастить товарного карпа за один календарный год
Рыбохозяйственную отрасль регион поддерживает за счет предоставления субсидий, но немалую роль играет и трансфер технологий. Разведением объектов аквакультуры занимается участник Сибирского биотехнологического научно-образовательного центра мирового уровня (СиббиоНОЦ).
Напомним, пакет мер господдержки отрасли расширен в рамках программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области». Начиная с 2023 года возмещается половина расходов на приобретение кормов, комбикормов и кормовых добавок для выращивания товарной рыбы. Ранее получить компенсацию в размере 50 процентов можно было лишь по двум направлениям — при покупке технических средств и оборудования, а также рыбопосадочного материала.
В правительстве региона планируют, что увеличение направлений господдержки до трех продолжит стимулировать рост производства товарной рыбы. В 2022 году рыбохозяйственные организации Новосибирской области выловили намного больше рыбы, чем в 2021-м, — 14 тонн.
Вот так в исследовательском центре аквакультуры НГАУ сортируют осетров — ценную промысловую рыбу. Фото предоставлено центром аквакультуры НГАУ
— В регионе выловлено почти на две тысячи тонн рыбы больше, чем в 2021 году, — отметил заместитель председателя правительства — министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко. — Еще более позитивная тенденция отмечается по объемам зарыбления водо-емов для выращивания товарной рыбы. В 2022 году этот показатель достиг 64,2 миллиона штук рыбопосадочного материала — на 4,3 миллиона больше, чем годом ранее. Рыбохозяйственная отрасль развивается в нашей области высокими темпами, чему, безусловно, способствуют меры государственной поддержки, действующие в регионе.
Помог бизнесмен из Черепаново
Еще одним результативным стимулом для развития аквакультуры в регионе становится трансфер технологий. Таковые, например, разрабатывают в исследовательском центре аквакультуры Новосибирского государственного аграрного университета (НГАУ), который является участником Сибирского биотехнологического научно-образовательного центра по направлению «Сельское хозяйство». Эта лаборатория была реконструирована и оборудована при содействии индустриального партнера вуза — предпринимателя Андрея Матяхина из города Черепаново.
— Мы работаем уже четвертый год, а создавались изначально для решения сразу нескольких целей и задач, — рассказал руководитель центра аквакультуры НГАУ, доцент кафедры биологии, биоресурсов и аквакультуры, кандидат биологических наук Сергей Севастеев. — Во-первых, это обу-чение, потому что мы выпускаем специалистов по аквакультуре.
Во-вторых, тут разрабатывают, испытывают и обучают перспективным технологиям воспроизводства и подращивания объектов аквакультуры, создают автоматизированные системы управления рыбоводными процессами. Центр оборудован установками замкнутого цикла. Вода — причем самая обычная, водопроводная, — в бассейнах, где живет рыба, циркулирует непрерывно, что гарантирует экономию природного ресурса.
Рыба содержится в бассейнах с обычной водопроводной водой. Они называются установками замкнутого цикла. Фото предоставлено центром аквакультуры НГАУ
— Мы выращиваем и показываем соответствующую технологию разведения карповых и осетровых рыб — амура, толстолобика и ленского осетра, стерляди, а также различных гибридов, — рассказал Сергей Севастеев. — Здесь можно увидеть белугу и форель, а также у нас был опыт выращивания из сиговых рыб — чира, муксуна.
В лаборатории подращивают рыб до ранней стадии развития — малька, когда вес экземпляра не превышает 5–10 граммов. Такое условие объясняется тем, что попросту не хватает площадей. Но зато есть немало других преимуществ. Центр аквакультуры при университете функционирует на условиях ГЧП, что позволяет предлагать мальков на продажу фермерам из Западной и Восточной Сибири. Инвестор, финансовые вложения которого на стадии формирования лаборатории составили порядка 3,5 миллиона рублей, теперь ежегодно вкладывает средства в ее развитие; университет, в свою очередь, обеспечивает научное сопровождение проекта, и оба получают прибыль.
Австралийский рак и карп-сеголеток
В числе перспективных направлений центра аквакультуры и выращивание австралийского красноклешневого рака. Пока технология находится на стадии разработки, потому что ученые еще не нашли в регионе водоемов, подходящих для апробации. Этот теплолюбивый вид не зимует в Сибири, его выращивание возможно только в летний период. Зато он растет как минимум в два-три раза быстрее, чем местные раки.
— Мы в первую очередь рассчитываем на внедрение комбинированной технологии выращивания карпа, — добавил Сергей Севастеев. — То есть экземпляры до жизнестойкой стадии мы подращиваем здесь, в лаборатории, затем выпускаем в водоем, где они в перспективе будут вырастать до товарной массы.
По аналогичному принципу в исследовательском центре аквакультуры НГАУ используют уже апробированную технологию однолетнего выращивания карпа. В итоге процесс выращивания карпа занимает не от двух до трех лет, а один год (5 мес.) даже в отдельных северных районах области.
Рыба содержится в бассейнах с обычной водопроводной водой. Они называются установками замкнутого цикла. Фото предоставлено центром аквакультуры НГАУ
— За счет того, что мы проводим ранний нерест, а также благодаря некоторым особенностям биологии рыбы и водоемов, в том числе кормовой базы, за одно лето можно вырастить карпа-сеголетка весом в 500—800 граммов, — рассказал Сергей Севастеев. — А вот традиционная технология предполагает выращивание малька весом в 30, 50 или 80 граммов. Затем следует зимовка, во время которой часть рыбы худеет или погибает, во время второго летнего периода она снова растет, в очередную зиму опять сбрасывает вес или гибнет, и только потом получается товарная рыба. В Новосибирской области карпа товарной массы получают в основном после двух лет выращивания.
Кроме раннего нереста, однолетняя технология выращивания карпа обеспечивается особыми кормовой базой и режимами питания. В естественных водоемах присутствуют две основные группы организмов, которыми питается карп, — зоопланктон, состоящий главным образом из низших рачков, и бентос, преимущественно мотыль, то есть личинки различных видов комаров.
— Пики этих биомасс наряду с изменением пищевого аппарата у годовиков карпа так устроены, что традиционная технология выращивания карпа не позволяет их использовать в полном объеме, — рассказал ученый. — Когда мы зарыбляем водоем, уже опаздываем, это с одной стороны, а с другой — мальки карпа уже не могут усваивать зоопланк-тон так, как это делают личинки. Поэтому мы проводим зарыбление личинкой подрощенной, когда она ест все. Летом она активно питается зоопланктоном и за счет этого растет очень быстро. Мы даем ей очень быстрый старт, так что к концу июня она имеет массу минимум 30 г, а затем кормим обычными карповыми комбикормами с содержанием протеина не менее 26 процентов, и вот за счет этого сеголеток становится крупным.