Что не так с «Чебурашкой»
Иногда, чтобы вернуть деньги и успех в мир взрослых, нужен один маленький ушастый герой. Придуманный в Советском Союзе советским детским писателем. И неважно, что у нового Чебы появились зубы, — это признак взросления и понимания, что большой бизнес не штормит, потому что он большой.
Советский и российский
Для начала вспомним, каким был оригинальный Чебурашка и почему он был таким. Как рассказал в свое время Эдуард Успенский, образ Чебурашки родился благодаря однажды увиденной им картине: «Я был в гостях у моего друга и увидел маленькую девочку, одетую в толстую шубу с большим воротником. Шуба была девочке велика, и она постоянно падала — шагнет шаг и упадет. Мой друг сказал: «Ой, чебурахнулась!». Так я первый раз услышал это слово».
Советский Чебурашка был одиноким ребенком, скромным и неловким, вежливым, медлительным, с тоненьким тихим голоском, доброжелательным и доверчивым. Чебурашка, придуманный сценаристом Виталием Шляппо (дальним родственником Шапокляк?), напротив, фактически малолетний террорист, который в начале фильма вообще не заботится об окружающих. В завязке кинофильма он выступает в качестве трикстера. Для тех, кто не в курсе, что такое трикстер, или забыл — это демонически-комический дублер культурного героя, наделенный чертами плута, озорника; божество, дух, человек или, как в нашем фильме, антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения.
К тому же этот трикстер еще и вор — он крадет апельсины. За советским Чебурашкой такого не водилось. На учете в отделе по делам несовершеннолетних он точно не состоял. Советский Чебурашка на пару с Геной одно время даже металлолом собирали и хотели стать пионерами, чтобы помогать людям. Но, как говорила старуха Шапокляк, «кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя». Во времена капитализма эта модель поведения уже неконструктивна и к успеху не ведет. Так что же сегодня ведет к успеху?
Поведение российского Чебурашки можно сравнить с поведением еще одной экстремистки из мира отечественной мультипликации — Маши («Маша и Медведь»). Как известно, эта модель поведения сейчас всячески пестуется и пропагандируется среди родителей и даже педагогов: будь звездой, устрой дестрой, получи то, что нравится, любой ценой! Кроме того, российский Чебурашка легко обучаем. Да он просто гений! Он быстро учится говорить и читать. К концу фильма говорить он будет уже на испанском, а ставить маты на шахматной доске — сразу двум взрослым дяденькам. Получается, Чебурашка у нас мыслитель, шахматист и супермен (еще и на своих ушах летать умеет, как слоненок Дамбо). Куда уж советскому оригиналу до неповторимой копии!
Кстати о матах: чтобы привлечь взрослую аудиторию и одновременно подгадить советскому прошлому, достаточно использовать, например, известную фразу Ипполита из «Иронии судьбы» «Тепленькая пошла!» в смысле «Чебурашка описался». И интеллигентные взрослые, пришедшие на фильм вместе со своими детьми, будут ржать как ненормальные над таким, с позволения сказать, типичным сортирным юмором. Причем шутка, повторенная в фильме дважды(!), что характерно, все также вызывает смех у публики. А это уже симптом.
Гена не крокодил
Обратимся к другим персонажам фильма. Российская перепрошивка Гены, например, привела к тому, что из друга Чебурашки (не старого педофила, а ВЗРОСЛОГО ДРУГА — да, такое тоже бывало в советские времена!) Гена превратился почему-то в маму. Именно так обращается к персонажу Сергея Гармаша Чебурашка. По мнению сценаристов, это, вероятно, тоже должно вызывать комический эффект. Но лично мне, как зрителю, почему-то становится неловко за седого актера.
Отдельно хочется остановиться на паре якобы антагонистов — владелицах малого и крупного шоколадного бизнеса, которых играют соответственно Полина Максимова и Елена Яковлева. Зрителю пытаются всеми силами объяснить, что малый бизнес — это хорошо и красиво, а крупный — плохо и нездорово. Но получается не очень. В чем принципиальная разница между этими дамами, так и осталось за кадром: героиня Максимовой «злющая из-за конкурентов» — так ее характеризует, между прочим, собственный муж. И героиня Яковлевой тоже злющая, из-за них же, а еще из-за истерической потребности постоянно быть лучше всех. Просто так уж получилось, что малый и крупный бизнес — это конкуренты друг для друга. И крупный всегда готов малый того-самого… поглотить.
Интересная деталь: когда Чебурашка по сюжету вознамеривается стать человеком, ему объясняют, что человек должен работать. Вероятно, поэтому в финале картины главный герой провозглашает, что человеком он быть больше не хочет. А хочет быть Чебурашкой.
«Большой бизнес не штормит, потому и большой» — эта шутка новой реинкарнации Шапокляк в общем вполне объясняет успех нового «Чебурашки»: выпуску фильма предшествовала широкая рекламная кампания, а также поспособствовало полное отсутствие иностранных конкурентов (новый «Аватар» не в счет) и послековидное голодание зрителя по семейному кино со знакомым с детства героем. По сути, сработал эффект ностальгии по советскому детству. Кто же знал, что в знакомом фантике будет конфета с белой начинкой?
А лично мне давно совсем неудивительно, почему детей и взрослых, которые ориентируются только на свои эгоистичные желания, в нашем мире становится все больше. Это заслуга в том числе и такого кинопродукта.