Класс-максимум: что нам стоит их построить, или Как посчитать учеников «на вырост»?
По поручению Владимира Путина в регионе в текущем году возведут рекордное количество школ
В Новосибирской области в 2023 году планируется открыть сразу 14 новых школ общей вместимостью более десяти тысяч учащихся. Спрос на места растет: население мегаполиса непрерывно пополняется — к нам едут из районов и других регионов семьи с детьми. Однако не все так просто с запланированным рекордом, и надо это учитывать.
Напомним, строительство школ в регионе ведется в рамках реализации нацпроектов «Образование», «Жилье и городская среда», а также госпрограммы «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области». Задачи по увеличению объемов строительства социальных объектов в регионе, в первую очередь объектов образования, поставил Президент РФ Владимир Путин во время рабочей встречи с губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым.
По словам заместителя губернатора Сергея Нелюбова, для создания новых школьных мест есть два пути: возведение новых школ и перепрофилирование действующих зданий и помещений под организацию учебного процесса.
Стройка: где и на какие деньги?
— Вопрос это приоритетный и находится под особым контролем губернатора, — пояснил Сергей Нелюбов. — За последние пять лет у нас было построено 23 школы с общей проектной мощностью 17 880 мест. Причем 11 из построенных школ, то есть девять тысяч мест, — в Новосибирске. Все это новые школы. Если говорить о 2022 годе, то в общей сложности было введено четыре школы, это 2512 мест. Суммируя последние пять лет, на стройку и оснащение построенных школ потрачено около 20 миллиардов рублей. Хочу подчеркнуть, что строительство объектов образования — одна из приоритетных задач правительства региона, и темпы ввода объектов в этом году значительно увеличатся.
В 2023 году планируется построить и ввести в эксплуатацию 14 общеобразовательных школ. Это реальный рекорд.
— В общей сложности это позволит создать более 10 тысяч школьных мест, — сообщил заместитель губернатора. — На самом деле, это серьезная программа и серьезные задачи для нас. И эти задачи мы будем последовательно выполнять. Десять школ с общей проектной мощностью 8649 мест будут построены именно в Новосибирске. Мы понимаем, что, если проанализировать потребность в новых школах, особенно в них нуждаются жители новых жилмассивов в Кировском, Октябрьском и Ленинском районах, и мы планируем построить их до конца календарного года. Помимо Новосибирска, две школы по 550 мест запланированы в Новосибирском районе, где плотность населения высока.
Источниками финансирования новых школ станут средства федерального и областного бюджетов.
— Что касается создания новых мест путем перепрофилирования зданий и помещений по целевому назначению, — уточнил Сергей Нелюбов, — хорошая практика сложилась в Новосибирске, когда из регионального бюджета выделяются средства на переоборудование учебных мастерских, невостребованных дошкольных групп, административных помещений, которые допустимы по санитарно-эпидемиологическим требованиям, для того, чтобы открыть там учебные кабинеты. В этом году за счет такого перепрофилирования мы планируем создать до четырех тысяч новых школьных мест. В Новосибирске — более трех тысяч. Из областного бюджета на это выделено более 400 миллионов рублей.
Новое и хорошо «забитое» старое
Министр образования региона Сергей Федорчук отметил, что, помимо школ, в 2023 году в Новосибирской области будут строить новые детские сады. Планируется введение в эксплуатацию трех садиков проектной мощностью 540 мест, из них один — в городе Новосибирске, за счет реализации национального проекта «Демография».
— По официальной статистике, на сегодня у нас для детей от трех лет 100-процентная доступность дошкольного образования. А если брать детей до трех лет — примерно 86 процентов, — сообщил Сергей Федорчук.
Фото: Андрей Заржецкий
Министр отметил интересную тенденцию: оказывается, по отдельным районам Новосибирска фиксируется уменьшение детского населения этого возраста.
— Поэтому здесь нужно оценивать ситуацию в целом: если брать среднестатистические цифры по муниципалитетам, то эти показатели выше. Но в целом вы же понимаете, что человек, живущий в Ленинском районе, конечно, не повезет своего ребенка в детский сад, который находится в Советском районе. Кроме того, мы второй год участвуем в федеральной программе, направленной на то, чтобы проводить капитальные ремонты в общеобразовательных организациях. Эта программа стартовала в прошлом году, мы отремонтировали одиннадцать объектов. В этом году у нас их будет 14 — три в Новосибирске, остальные разбросаны по муниципалитетам, например, несколько школ в Сузунском районе. Это очень важная программа, и в целом на нее в этом году заложено почти 450 миллионов рублей. Из них около 350 — это федеральные средства, остальные — средства Новосибирской области, — рассказал Сергей Федорчук.
Министр заострил внимание на том, что вместе с ремонтом идет и переоснащение старых школ.
— Это касается также создания современной инфраструктуры — к нему относятся и игровые моменты, и школьное самоуправление, и участие родительской общественности в формировании новых пространств, — отметил он. — Некоторым образом после ремонта мы получаем своего рода мультиэффект: например, в школе № 83 целый этаж не использовался, в частности, потому, что это было просто опасно для детей. Благодаря региональной программе мы провели там капитальный ремонт, и сегодня этот этаж уже полноценно используется. Или в школе № 167 в этом году после капитального ремонта будет открыт один из корпусов, полностью отремонтированный. А за счет регионального бюджета в первом ее корпусе мы провели часть ремонтов, которые позволили нам ввести в образовательный процесс дополнительные помещения, которые тоже не использовались по разным причинам. Они были не только отремонтированы, но и оснащены современным оборудованием. То есть в совокупности это позволяет нам не только устранять появившиеся за годы проблемы в действующих образовательных организациях, но и создавать современные условия для обучения наших детей.
Что касается педагогических коллективов для новых школ, они будут формироваться по мере сдачи учебных заведений.
— Пока у нас проблем с кадрами не наблюдается, — подчеркнул министр. — Но понимание необходимости формирования кадрового состава есть, поэтому работа ведется и с педколледжем, педагогическим университетом. Конечно, будем набирать молодежь, в этом смысле кадровый резерв существует. На сегодня законодательство позволяет нам привлекать к этой работе в том числе и студентов старших курсов.
Технически не всё так просто
По словам министра строительства региона Алексея Колмакова, к сожалению, далеко не везде строительство школ протекает гладко: некоторые участки обременены инженерными сетями и особыми геологическими условиями.
— Участки эти находятся не в чистом поле, а на территории поселений. Соответственно, там уже велась какая-то деятельность. Поэтому эти сети приходится выносить. К сожалению, где-то они даже не нанесены на топосъемку (топографическая съемка — это один из комплексных инструментов для получения топографической карты или плана исследуемой местности в графическом и цифровом виде, для оценки запланированного строительства — Прим. авт.), что очень осложняет работу. Причем территория Новосибирской области к тому же очень сложная и с точки зрения геологии, и поэтому приходится тратить значительные средства, чтобы сделать фундаменты. Вот и получается, что каждая школа, по сути, уникальна: даже когда мы привязываем типовые объекты, мы попадаем в уникальную геологию. И из-за этого, естественно, происходит и удорожание объекта. Впрочем, это стандартная ситуация, мы проходим через это почти всегда и будем решать проблемы по мере возникновения, — сообщил Алексей Колмаков.
Фото: Андрей Заржецкий
По словам министра, из 14 запланированных школ шесть будут построены в рамках концессионных соглашений.
Кто принимает решение?
Тема новых школ весьма актуальна для областного центра. Неслучайно вопрос возник и в беседе главы государства с губернатором региона. Даже в центральных районах города старые школы уже слишком тесны. Ведь ненормально, когда в лицее отсутствует раздевалка, актовый зал совмещен со столовой, классы заходят в школу строго по расписанию с десятиминутным разрывом, потому что пропускная способность холла сильно ограничена. В идеале всем, не только жителям новых микрорайонов, хочется учиться в современных зданиях. Как и кто принимает решение о расширении школ или строительстве новых?
И еще один момент. В Новосибирске уже не первый и даже не третий год существует требование, согласно которому застройщик не может возвести многоквартирник без учета потребностей жильцов в социальных объектах. Это и поликлиники, и школы, и садики. Все эти «вдруг не хватает учебных мест» должны уйти в прошлое. Но увы. Кто и куда должен смотреть?
Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Нелюбов пояснил:
— Учет детей на конкретной территории — полномочия органов местного самоуправления, поэтому, когда мы принимаем первоначальное решение по приоритизации — о том, какие объекты строить в первую очередь, — это не только решение региона, а в первую очередь предложение муниципалитета. Конечно, есть большие желания, но мы исходим из реалий, финансовых возможностей и так далее, — уточнил замгубернатора. — С какой проблемой мы сталкивались и сталкиваемся сейчас? Это точечная застройка. Там, где есть уже действующие, сложившиеся микрорайоны, школы практически невозможно построить в силу разных причин. Но тем не менее новые дома появляются, появляются новые семьи, и нагрузка на эти школы серьезная. Более того, есть так называемые «статусные» школы: мы с вами прекрасно понимаем, что, хоть у нас все школы общеобразовательные, есть те, которым отдают предпочтение родители. Но надо сказать, что есть одно решение — эта инициатива возникла, когда наш губернатор возглавлял комиссию «Образование и наука». Было решение, что в городских уплотненных территориях разрешалось — если раньше было до трех, то сейчас до четырех – пяти этажей, где позволяется технически, — нарастить школу в случае, если плотность застройки в микрорайоне не позволяет построить новый объект.
Сергей Федорчук, министр образования Новосибирской области, признал:
— Угадать на 100 процентов, что нужно построить школу, допустим, на 1000 мест, и на 100 лет после этого решить вопрос невозможно. Но есть несколько факторов, по которым мы выясняем потребности людей. Во-первых, ясно, что в новом микрорайоне молодых семей намного больше, чем там, где люди уже живут лет 50. И здесь мы исходим из демографии, данные о которой собираем совместно со строителями и муниципалитетами — вплоть до того, что по отдельным территориям у нас специалисты проходят ногами и уточняют статистику на месте. Второй источник информации, и он для нас главный, — это база детских садов.
Поэтому, когда мы начинаем проектировать и вместе с минстроем отрабатываем, где на сколько мест нужно построить школу, в основу ложится эта статистика. И третий источник — это работа с Росстатом. Потому что статистические данные разные, мы их совместно анализируем и уже интегрируем в общий отчет о демографической ситуации на определенной территории. Но есть и еще фактор, который на все эти данные влияет отрицательно: мы можем запрогнозировать на эту территорию рассчитываемые демографические факторы, а потом приезжают и покупают квартиры люди, которых мы не могли предугадать. Потому что они приехали с других территорий, из других муниципалитетов Новосибирской области, других регионов России. И получается, что по планам мы думали, что все дети попадут в школу, но появляется внезапно 40 новых человек, и снова возникает очередь. Но в Новосибирске есть и еще одна проблема: не всегда мы можем построить школу на нужное количество мест там, где это необходимо.
Хочется добавить, что предметом исследования потребности в школах и садиках для муниципалитета должны быть и данные застройщиков, которые ежегодно сдают миллионы квадратных метров жилья. Дети, которые поселятся с родителями в новых квартирах, не учитываются ни в местных садиках, ни в поликлиниках.
Относительно недавно в Новосибирске, на Родниках, открылась новая средняя общеобразовательная школа № 219. Построена она тоже по нацпроекту, на возведение и оснащение объекта потратили около миллиарда рублей. /Фото: Андрей Заржецкий