Кривое зеркало реальности
В новосибирском негосударственном театре поставили пьесу сатирика Серебряного века в рамках федерального проекта
Сибирский камерный театр «13 трамвай» приглашает на вечеринку с помолвкой, коньяком, любовным треугольником и шестью неожиданными финалами. На эту постановку театр получил грант «Российского фонда культуры» в рамках национального проекта «Культура».
Шоу «за стеклом»
Недавно «13 трамвай» переехал из «Дома актера» на площадь Калинина — теперь он находится прямо напротив «Подземки» и располагается в одном из помещений на первом этаже Новосибирского приборостроительного завода имени В.И. Ленина. По словам сотрудников театра, уехать пришлось из-за слишком высокой цены на аренду площадки в центре города. Так как театр находится на самообеспечении, пришлось сменить локацию. Впрочем, чуть позже оказалось, что переживать о переезде вовсе и не стоило: в новом помещении больше сцена и зрительный зал, появился вместительный холл-лофт и стеклянная «четвертая стена» на входе. А местные зрители тем временем энергично скупают билеты на спектакли — еще бы, ведь рядом ни одного театра больше не наблюдается.
Фото: Евгений Никитенко (предоставлено пресс-службой театра)
«13 трамвай» — это труппа молодых артистов, которая вот уже три года вместе с молодыми же режиссерами ставит пьесы как из арсенала мировой драматургии, так и современные, а также организует закрытые показы и шоу.
Сезон в новом помещении театра открылся премьерой спектакля «Очевидцы» (16+) по пьесе журналиста, драматурга и писателя Серебряного века Бориса Гейера «Воспоминания». Для тех, кто впервые слышит эту фамилию: Гейер начинал как литератор еще в девяностых годах девятнадцатого века, а во время первой революции более года просидел в «одиночке» Петропавловской крепости за сборник статей под его редакцией — очевидно, что быть сатириком небезопасно в любые времена.
О цеНзуре и проблемах восприятия
Для тех, кто сокрушается по поводу злобствующей современной цензуры и «редакторского беспредела»: на сохранившейся рукописи «Воспоминаний» написано: «Переделано в 102 раз!!». На экземпляре же отпечатанной пьесы стоит печать цензора драматических сочинений Николая Дризена: «К представлению дозволено 30 сентября 1911 г.». Премьера же ее в легендарном театре-кабаре «Кривое зеркало», где, в частности, ставили пьесы Леонида Андреева и Фёдора Сологуба, состоялась 12 и 13 ноября 1911 года. Публика и критики встретили пьесу восторженно.
Фото: Евгений Никитенко (предоставлено пресс-службой театра)
История эта — о субъективности человеческого восприятия и памяти. По сюжету чиновник Иван Иванович Спичкин должен жениться на Неонилочке, дочери чиновницы. Правда, сам Спичкин об этом еще не знает: помолвку-вечеринку организовала мать будущей невесты, потому что дочь засиделась в девках. Зритель же будет наблюдать, каким остался в памяти только что прошедший вечер у разных героев, отчего представление превращается то в готический рассказ, то в цирк, то в шоу, то в новую драму.
– Наша личная память о прошлом состоит из маленьких крупиц разрозненных воспоминаний, — комментирует режиссер спектакля Дарья Догадова. — Но можем ли мы однозначно сказать, что наши воспоминания — это достоверное отражение реальности? Пять очевидцев одного общего вечера поделятся со зрителем своей личной версией произошедшего, и станет понятно, что не все так очевидно… Особенно если среди приглашенных гостей на вечере присутствовали Любовь, Женитьба и Коньяк.
КСТАТИ
Театральный критик и современник Гейера Александр Кугель в своей книге «Утверждение театра» говорит, что сюжет «Воспоминаний» необычайно прост, будничен и даже тривиален: «Суть, раскрываемая в «Воспоминаниях» формою множественного зрения, заключается в том, что мы тщеславны, любим только себя, врем во славу свою, а не чужую, и сами себя обольщаем, что мы не смеем верить себе, а может быть, себе-то именно и не должны верить; что сама жизнь наша, в нашем представлении, есть сон и что вообще роковой вопрос «Что есть истина?» не допускает ответа».