USD 100.6798 EUR 106.0762
 

«Мусорная» концессия: системная перезагрузка

Инна ВОЛОШИНА
Бытовой мусор можно и нужно сортировать и использовать вторично, но для этого нужны современные мусороперерабатывающие комплексы, которых планируется построить шесть. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Бытовой мусор можно и нужно сортировать и использовать вторично, но для этого нужны современные мусороперерабатывающие комплексы, которых планируется построить шесть. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Правительство региона готовится объявить конкурсы на строительство мусороперерабатывающих комплексов

Все конкурсные процедуры будут абсолютно прозрачными, а каждый из шести объектов будет проходить отдельным лотом — это должно наконец-то помочь решению наболевшей проблемы утилизации твердых коммунальных отходов.

Напомним, что печально знаменитая «мусорная» концессия была заключена в 2016 году сроком на 40 лет и на сумму 6,5 миллиарда рублей. Концессионер обязался построить два современных мусороперерабатывающих комплекса с полигонами для захоронения отходов близ Новосибирска, на левом и правом берегах Оби. Но, как говорится, что-то пошло не так.

Если с местоположением левобережного объекта особых вопросов не было, то с другим, который хотели построить сначала неподалеку от села Раздольное, а потом в пойме реки Издревая, возникли проблемы — запротестовали экологи и местные жители. О многочисленных перипетиях этой истории «Советская Сибирь» на протяжении нескольких лет рассказывала своим читателям. Но дело так и не двигалось с места. Сотни тысяч тонн отходов городской жизнедеятельности продолжали складировать на многострадальном, давным-давно переполненном Гусинобродском полигоне.

А депутаты против!

Против «мусорной» концессии подняли свой голос депутаты Законодательного собрания Новосибирской области, которые упирали в том числе и на то, что она заключена на крайне невыгодных для региона условиях. И, наконец, в мае нынешнего года концессионное соглашение было расторгнуто. Тем не менее, выступая на сессии регионального парламента, заместитель председателя комитета Законодательного собрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко снова коснулся этой темы. В своем выступлении он отметил, что, хотя «самая скандальная и самая дорогая «мусорная» концессия» наконец-то расторгнута, радоваться не стоит, ведь проблема утилизации отходов в регионе так и не решена.

024-08-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Кроме того, Вадим Агеенко рассказал, что в марте было принято решение организовать новое акционерное общество, в которое входит прежний концессионер, Российский экологический оператор и Агентство инвестиционного развития Новосибирской области. По словам депутата, главная цель его создания — выступить с частной концессионной инициативой в отношении организации сортировочных комплексов и полигонов в пяти районах Новосибирской области. Выступление парламентария вызвало бурную реакцию коллег. В частности, вице-спикер Заксобрания Ирина Диденко отметила, что ни один проект ГЧП или концессии с несколькими объектами еще не удалось реализовать, и предложила учесть этот опыт в будущем.

— Хочу напомнить всем, что если в вопросе реализации «мусорной» реформы будет подразумеваться концессия, то она будет согласовываться с нами. Надеюсь, что вариантов, как нас обойти, больше не возникнет. Депутаты всегда просили создать конкурентную среду, так как это большие деньги, большие бюджетные обязательства. Подход наш не изменился, — резюмировал председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив.

Открыто, в соответствии с законом

Но, как бы там ни было, «мусорную» проблему решать все равно придется. На прошлой неделе вопрос обсудили в правительстве региона на заседании под руководством заместителя губернатора Новосибирской области Сергея Сёмки. В обсуждении приняли участие депутаты Законодательного собрания и представители областной исполнительной власти.

024-08-03_M.jpg

Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области не раз выступали за расторжение «мусорной» концессии. Фото: Андрей Заржецкий

— Создание объектов в сфере обращения с отходами планируется в Каргатском, Куйбышевском, Татарском, Тогучинском районах Новосибирской области. Кроме того, строительство двух приоритетных агломерационных объектов планируется в Новосибирском районе, — рассказал Сергей Сёмка. — Хочу особо подчеркнуть, что все конкурсные процедуры по шести объектам будут проходить открыто, в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время ведется подготовка конкурсной документации, к обсуждению условий конкурсов и параметров объектов приглашены депутаты Законодательного собрания Новосибирской области, по всем шести объектам получено согласование с Российским экологическим оператором.

По словам вице-губернатора, для разработки конкурсных условий за основу взят типовой проект, рекомендованный Российским экологическим оператором. Кроме того, будут учтены решения, которые прорабатывались для совершенствования концессии и действовали до ее расторжения, а также состояние земельных участков, которые определены под строи-тельство объектов.

Куда пойдут потоки

— Работа по формированию технологического задания уже ведется, — рассказал министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов. — На Левобережный объект возле Новосибирска планируется направить потоки ТКО, которые в настоящее время принимают полигоны «Левобережный», «Колыванский», «Ордынский» и «Коченёвский». На Правобережный объект будут направлены потоки с полигона «Гусинобродский».

Стоит отметить, что, по данным регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами «Экология-Новосибирск», по итогам двух лет (2020 и 2021 годов) на левобережных объектах принималось 291,7 тысячи тонн ТКО в год, на Гусинобродском полигоне — порядка 327,6 тысячи тонн ТКО ежегодно. Таким образом, планируемая проектная мощность нового мусоросортировочного комплекса с полигоном на левом берегу будет составлять 300 тысяч тонн в год, на правом — 330 тысяч тонн в год. После согласования с областными исполнительными органами документы будут направлены в установленном порядке на рассмотрение в Законодательное собрание Новосибирской области.