СКИФу санкции Запада не помешают
Строительство научной инфраструктуры и монтаж оборудования ведутся строго по графику
В наукограде Кольцово стартовали подготовительные работы по возведению фундамента будущего Сибирского кольцевого источника фотонов — установки класса «мегасайенс» СКИФ. Символично, что уже очевидное движение на площадке происходит в юбилейный для Сибирского отделения Академии наук России год. И кстати, именно сегодня, 18 мая, СО РАН — генератор и интегратор прорывных идей — отмечает свое 65-летие. Новый виток развития сибирской науки — это и новые мощные проекты мирового уровня, и модернизация инфраструктуры непосредственно самого новосибирского Академгородка.
Символично еще и то, что в свое время Академгородок создавался в не самых хлебных для страны условиях и в не самой дружелюбной со стороны заокеанских «союзников» обстановке. Есть ощущение некоего дежавю. Сегодня исполнению планов в области науки не должны помешать санкции, которыми зарубежные «партнеры» пытаются задушить нашу страну. Это, наоборот, еще больше воодушевляет.
На минувшей неделе заместитель губернатора Ирина Мануйлова подтвердила: реализация масштабного проекта по строительству СКИФа идет в соответствии с графиком дорожной карты, утвержденной губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым. Напомним, на региональном уровне принята программа развития новосибирского научного центра (ННЦ) «Академгородок 2.0». Она предусматривает комплексное возведение объектов научной, а также инновационной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, чтобы создать среду и для работы, и для комфортного проживания интеллектуальной элиты. Всего планируется возвести 83 объекта, из них 15 связаны со СКИФом.
Счет идет на пару лет
Непосредственно Центр коллективного пользования СКИФ — флагманский проект, причем не только в масштабах нашей страны. Заказчик и застройщик проекта — Институт катализа имени Г.К. Борескова СО РАН, главный исполнитель — Институт ядерной физики СО РАН. Правительство Новосибирской области является куратором.
Сейчас продолжается строительство самого ускорительного комплекса, а также экспериментальных станций и лабораторного здания. Сдать их должны к концу этого года — госконтракт на строительство СКИФа подписан в апреле. Уже в этом году планируется собрать электронную пушку и часть линейного ускорителя, на этом оборудовании получить первый электронный пучок проекта СКИФ. Создание источника синхротронного излучения планируется завершить в 2023 году, что позволит приступить к научным исследованиям уже в 2024 году.
— Подобные масштабные научные проекты, такие как новосибирский СКИФ, вряд ли появятся в мире в ближайшие десять лет, — подчеркнула Ирина Мануйлова. — Наше региональное правительство оказывает содействие его строительству и возведению сопутствующих объектов. Именно поэтому был создан координационный совет, который оперативно решает вопросы, в том числе взаимодействия с федеральными органами, администрациями поселка Кольцово и Новосибирского сельского района.
Не только бюджетные деньги
Напомним, в прошлом году была завершена разработка проектной документации центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов», получена положительная оценка госэкспертизы. В августе 2021 года стартовало строительство СКИФа. В прошлом году была одобрена концепция «Смарт-сити» — научно-внедренческого и жилого комплекса, который будет построен между новосибирским Академгородком и наукоградом Кольцово. Большую часть средств на его возведение готовы выделить компании-резиденты.
Приступили к строительству кампуса мирового уровня НГУ, который станет одним из 30 объектов, созданных в стране к 2030 году по федеральному проекту «Наука и университеты». Всего планируется возвести 83 объекта, из которых 15 имеют непосредственное отношение к новосибирской установке.
Управляющий проектом ЦКП «СКИФ» Иван Шмидт рассказал, что в поселке Кольцово к основному участку в 30 гектаров пришлось присоединить еще 16 гектаров, где разместили строительный городок.
— Здесь запланировано построить 34 объекта, — сообщил он подробности, — проектировщик, один из московских институтов, будет выполнять дополнительно рабочую документацию. Все технические условия получены. Планируем в ближайшее время заключить договор с техзаказчиком на научно-техническое сопровождение строительства этого масштабного и сложного объекта. Сейчас ведется дополнительное исследование грунта. Фундамент под основными зданиями будут возводить по особой технологии — необходимо обеспечить термостабильность и виброустойчивость. Санитарно-защитная зона будет в границах участка. Буквально на днях строители начнут рыть котлован для фундамента.
Стоимость объекта значительно увеличилась. Директор Института катализа СО РАН Валерий Бухтияров сообщил, что возведение СКИФа обойдется в 47,3 миллиарда рублей в ценах на второй квартал 2022 года. Изначальная цена была 37,1 миллиарда рублей. Рост обусловлен резким подорожанием строительных материалов.
Обеспечить оборудованием и кадрами
Первую очередь научной инфраструктуры — шесть станций СКИФа — планируется сдать к концу 2024 года. Все 30 станций должны заработать к 2030 году. Уже 24 компании, в том числе Росатом, Газпром, Ростех и другие, заявили о своем участии в научной работе.
— Параллельно согласованию документов и строительству идет изготовление сложнейшего оборудования, 90 процентов которого — отечественное, — продолжает Ирина Мануйлова. — Поэтому санкции, можно сказать, нам не страшны.
Это подтвердил директор Института катализа СО РАН Валерий Бухтияров. Он рассказал, как планируют решить проблему с небольшим количеством импортных поставок, которые приостановлены.
— Некоторые станции должны были изготовить в Германии и Великобритании, — отметил директор института. — Мы решили часть образцов заменить на отечественные, а также на китайские и бразильские. Самая сложная проблема на сегодняшний день — станция мягкого рентгеновского излучения для исследования поверхностей. Дело в том, что в России нет подобных технологий, но выход из ситуации будет найден. Сейчас специалисты института ядерной физики СО РАН работают над модернизацией некоторых своих установок, поставим их на поворотный магнит, что позволит во многом закрыть потребности. Подключается к работе институт гидродинамики и томские коллеги. Есть понимание, как мы изготовим пять станций, шестой проект — в обсуждении. Его дорабатываем с коллегами из Франции.
Директор ЦКП «СКИФ» Евгений Левичев напомнил, что к концу 2023 года запланировано возвести первые здания комплекса СКИФ.
— Сразу же начнется монтаж уникального научного оборудования, — подчеркивает он. — Практически наполовину оно уже изготовлено, сейчас приступили к его сборке. К слову, сборка начальной части линейного ускорителя будет проходить в специальном радиационно защищенном зале института ядерной физики. В ИЯФ СО РАН ученые с помощью этого оборудования рассчитывают получить первый электронный пучок проекта СКИФ. Энергия пока будет небольшой, всего 20 МэВ, это необходимо для тестирования. Когда СКИФ построят, энергия будет в 150 раз больше — 3 ГэВ.
Напомним, что СКИФ состоит из двух частей: линейного ускорителя и накопительного кольца, которое будет производить фотонные пучки. Когда соберут первую небольшую часть комплекса линейного ускорителя, можно будет получать первые пучки источника.
Евгений Левичев подчеркнул, что сейчас на первый план выходит кадровый вопрос.
— В конце 2024 года весь комплекс будет сдан, — отмечает он. — Для обеспечения его работы и проведения научных экспериментов необходимо порядка 400 высококвалифицированных кадров. Сегодня есть только сто человек. Специалистов по спецпрограммам на стыке таких дисциплин, как физика, химия, биология и других, готовят в НГУ, НГТУ. Специалисты уникальные, поэтому их сами выращиваем. Студентов НГУ и НГТУ прикрепляем к лабораториям, которые участвуют в проекте. Также ведутся переговоры с московскими, питерскими и томскими вузами.