USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Нужны ли человеку болезни?

Светлана ФРОЛОВА
Новосибирский «Гофман» говорит, что совсем не похож на себя, и много общается с собственным котом, который подозрительно похож на него самого. Фото: instagram.com/dramteatr_nsk
Новосибирский «Гофман» говорит, что совсем не похож на себя, и много общается с собственным котом, который подозрительно похож на него самого. Фото: instagram.com/dramteatr_nsk

Новый Новосибирский драматический театр открылся спектаклем «Гофман»

Недавно культурная карта Новосибирской области пополнилась еще одним театром — НДТ. Он был создан 16 февраля по распоряжению правительства Новосибирской области и сейчас базируется в Доме актера. А на минувших выходных его труппа показала свою первую премьеру — трагифарс «Гофман», посвященный последним годам жизни великого сказочника.

Писатель в розовом домашнем халате ходит из кулисы в кулису, что-то бормочет себе под нос, таращит безумные глаза на публику и приговаривает: «Человеку нужны болезни! Здоровый человек — это скучно». И правда, как мы помним, сказки Гофмана сложно назвать скучными. И вот, даже когда у писателя творческий кризис, когда работа не идет, он продолжает быть вовсе не скучным, этот Гофман. Тем более что по ночам ему снится, как он превращается в лист бумаги и перо перечеркивает его кровавыми рытвинами, кровь льется ручьями. А вокруг кругами ходят призраки — говорящего кота, донны Анны, Юлии — и показывают на тайный ход из дома Гофмана в театральную ложу № 23…

24 января этого года исполнилось 245 лет со дня рождения немецкого сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана, которого большинство знает как создателя сказки о Щелкунчике. Как известно, Гофман успевал работать юристом, писать сказки и музыку. Правда, все его попытки зарабатывать творчеством приводили в основном к бедности и проблемам. Разрываясь между материальным миром и романтическими мечтами о мире идеальном, между бытом и искусством, писатель все больше погружался в депрессивное состояние, выход из которого он видел, увы, только один — алкоголь. Далеко не все в курсе, что большую часть жизни Эрнст Теодор Амадей провел в алкогольном бреду, а также в запутанных отношениях со своей женой Михаэлиной и юной Юлией. Весь этот «волшебный букет» не мог не повлиять на творчество писателя, в итоге потомки считывают со страниц «Крошки Цахеса», «Золотого горшка» и «Житейских воззрений кота Мурра» ядреную, почти наркотическую смесь сна и яви.

А вот пьесу о последних днях жизни композитора, художника и сказочника написал знаменитый русский и советский драматург Виктор Розов. Эта работа, в свою очередь, стала последним произведением автора. Интересно, что в творчестве драматурга Розова всегда особое место занимала тема нравственного выбора. В некотором смысле об этом же и «Гофман».

Режиссером-постановщиком спектакля, а также исполнителем главной роли выступил Антон Абрамов. В Новосибирск актер и режиссер попал из Барнаула, где преподавал в институте культуры и колледже культуры. Как отмечает Анатолий Кубанов, художественный руководитель НДТ, Антон Абрамов сейчас один из лучших в России специалистов по театральной клоунаде.

— Мы с большим пиететом относимся к творчеству Розова, — рассказал Анатолий Кубанов. — «Гофман» — это последняя его пьеса, во многом исповедальная, и она впервые так подается на сцене российских театров. Будучи отцом целого направления научной фантастики, Гофман всегда мечтал быть композитором. И даже писал неплохие музыкальные произведения, но вошел в историю как сказочник. Антону удалось, на мой взгляд, выполнить сложнейшую задачу — не пережимая, не утрируя, показать те трещины, которые мучили творца. Розова же я воспринимаю не только как драматурга, но и как поэта. Сценарий к фильму «Летят журавли» тоже написал он. В общем, наш спектакль — это дань уважения Виктору Розову и новосибирским зрителям. Премьерным спектаклем должны были стать «Бешеные деньги», но в связи с уходом из жизни актера театра «Глобус» Лаврентия Сорокина, который был занят в спектакле, пришлось сделать ввод и изменить наши планы.