Возраст души
Признание в любви к пьесе Чехова «Дядя Ваня» поставили в «Арт-усадьбе» актеры из Японии, США и России
В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань. Однако в новом театрально-творческом центре на Владимировской проигнорировали эту аксиому. Здесь классическую драму Антона Чехова представили совместными силами артисты драмы и балета. Потому что это по любви.
Обычно режиссеры «Дядю Ваню» ставят с возрастными актерами. Есть в этой истории какая-та выраженная усталость от бытия, рефлексия над несостоявшимся и прожитым, жизненный опыт. Тем сильнее контрастирует с такими спектаклями постановка Александра Сорокина — на сцене молодые, даже юные герои. Их только пятеро: Елена Андреевна, Серебряков, Войницкий (дядя Ваня), Софья и Астров. Они пока не «работают, работают, работают» — они тусуются, развлекаются, общаются и влюбляются. И они не «говорят, говорят, говорят», а танцуют, танцуют и танцуют. Безо всяких разговоров. И все очень красиво, потому что главное действующее лицо в этой пьесе — Красота. Может быть, в том числе потому, что танец стирает все коммуникативные границы, ведь в спектакле заняты артисты из Америки, Японии и России.
По словам Александра Сорокина, премьера спектакля должна была состояться в прошлом году, но из-за пандемии ее перенесли на начало текущего.
— «Дядя Ваня» — это моя еще студенческая любовь. Когда впервые прочитал эту пьесу, меня зацепила фраза: «Я нудное эпизодическое лицо» (слова Елены Андреевны. — Прим. автора). А ведь по сути это человек, который закрутил историю. Если бы она не приехала, ничего вообще бы не случилось. Еще в институте у меня возникла идея сделать спектакль, посвященный именно ей. И все связанные с Еленой Андреевной персонажи у нас представлены. Специалист Новосибирского отделения СТД РФ Ксения Гусева предложила отправить заявку на грант от Союза театральных деятелей — и моя заявка прошла. Так появился этот спектакль. Что касается возраста героев, их незачем «омолаживать», ведь у души нет возраста.
Дядя Ваня значительно помолодел. Фото: Юлия Барсукова
Тут следует отметить, что «Елену Андреевну» показывают на сцене, которая расположена в здании — памятнике истории: дому на Владимировской около ста лет. И конечно, атмосфера застывшего времени добавляет очарования всему, что на этой сцене происходит. На пользу спектаклю и камерность пространства — в зале всего 60 мест.
Как рассказала актриса и кинорежиссер Маргарита Волкова (Соня), она познакомилась с Александром Сорокиным, когда снимала кино и его порекомендовали как одного из лучших хореографов Новосибирска.
— Я утвердила Сашу как хореографа, а потом и как главного актера в своем фильме, — говорит она. — И так получилось, что в это время Саша вынашивал замысел своего спектакля, а я — свое кино «Вместе». Премьера его, кстати, будет в первых числах июля. В итоге весь состав спектакля перетек из фильма, случился международный ансамбль. А затем Кохей, который тоже снимался у нас, познакомил ребят с Эмили.
Кохей Фукуда (Астров) — артист балета из Токио. Он уже больше четырех лет работает в НОВАТе. Так же как и Эмили Абром, которая приехала в Новосибирск из США и живет здесь третий год.
— Я всегда очень хотела быть балериной и знаю русский балет как лучший в мире. Что касается спектакля «Елена Андреевна», я знакома с русской классикой и изучала пьесу перед спектаклем, чтобы понимать свою героиню, — комментирует Эмили.
Савва Темнов (дядя Ваня) — единственный драматический актер в этой пластической истории — служит в НГДТ Сергея Афанасьева.
— Мы шутим постоянно — Саша, Кохей, Эмили, я и Маргарита, — что этот проект задумали, просто чтобы видеться друг с другом, — говорит Савва. — Встретились на съемках фильма, сдружились. А потом появился спектакль. И может быть, оттого, что мы — товарищи, что нас тянет друг к другу, от этого и атмосфера на сцене хорошая. И зритель, судя по всему, это тоже чувствует.