USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Машины времени, или Галерея путешествий в прошлое

Дарья ЛЕЙЦ
Фото Дарьи ЛЕЙЦ
Фото Дарьи ЛЕЙЦ

Реставраторы ретротехники на деньги, вырученные от продажи раритетов, создали и расширяют удивительный музей

Все началось с мастерской в Пашино, где восстанавливают старинные машины. Теперь здесь секретная лаборатория. Процесс реставрации нам снять не удалось — это профессиональная тайна. Но все-таки создатель проекта «Галерея времени» Владимир Курдюмов показал нам удивительные вещи.

Владимир Борисович не скрывает: проект дорогой. Откуда деньги? Средства, на которые создан музей, — от продажи уже отреставрированных автомобилей. Еще в 2012 году Владимир и его друзья из клуба «Ретротехника» решили восстановить советский автомобиль.

«Эмка» на дровах и магическая дата

— В Новосибирске ничего интересного на дорогах не попадалось на глаза. Посоветовались с коллегами и решили: нужен ГАЗ М-1, та самая машина, что нагоняла ужас на граждан — на ней по ночам приезжали энкавэдэшники, — рассказывает Владимир Курдюмов. — Нашлось пять машин этой модели в мегаполисе и еще одна в Колывани. Первая купленная оказалась с сюрпризом — она работала на дровах! Перед войной с бензином были проблемы, особенно в Сибири, поэтому было создано несколько десятков экспериментальных легковых автомобилей на альтернативном топливе. Нам попался как раз такой экземпляр.

Фото Дарьи ЛЕЙЦ

Фото Дарьи ЛЕЙЦ

Были куплены и остальные машины, но реставраторам потребовались запчасти и чертежи — для понимания, как собрать авто. На все про все ушло два года.

— Мы считаем началом своего пути дату 12.12.12 (12 декабря 2012 года. — Прим. ред.), в этот день началась реставрация знаменитой «эмки». И длинный путь к тому музею, в котором мы сейчас с вами находимся, — говорит создатель «Галереи времени».

Зачем нам такой музей?

По словам Владимира Курдюмова, в городе пока что мало интересных для туристов мест и музей ретротехники мог стать одной из точек в маршруте любознательного путешественника.

Фото Дарьи ЛЕЙЦ

Фото Дарьи ЛЕЙЦ

— Люди приезжают, и, если не в первый раз, сразу говорят: «В зоопарк не надо, мы в нем были, давайте что-нибудь другое». Китайцы — частые гости, их нашим аквапарком не удивишь, у них один такой как три наших! Словом, наша идея может быть интересна туристу, который многое повидал, — считает Владимир Борисович. — А показать есть что. Наш ретроклуб и другие частные коллекционеры собираются на выставке в «Новосибирск-Экспоцентре», там и решили, что нужен гигантский гараж-музей. Уникальное помещение — тоже очень важный момент.

Больше 100 миллионов за авто

В мастерской решили сделать акцент на «Руссо-Балте».

Фото Дарьи ЛЕЙЦ

Фото Дарьи ЛЕЙЦ

— Все просто. Мы общались с разными гуру ретродвижения и спрашивали: чего нет ни в одном музее? Все как один отвечали: «Руссо-Балта»! Нашли партнеров, и так удачно совпало, что мы продали очередную отреставрированную машину и деньги просто лежали. Я предложил начать сбор артефактов, связанных с «Руссо-Балтом», специальной литературы и чертежей. Сейчас наша команда из Новосибирска по «Руссо-Балту» обладает самой большой коллекцией чертежей!

Фото Дарьи ЛЕЙЦ

Первый отлитый двигатель новосибирского «Руссо-Балта». Фото Дарьи ЛЕЙЦ

Первой такой машиной, собранной в Новосибирске, интересовались в Германии. За полностью готовый автомобиль немецкие покупатели готовы заплатить 110–120 миллионов рублей. Но Курдюмов отказался. Говорит, в планах поучаствовать в автопробеге Пекин — Париж.

Резина из Англии, диски из Голландии

Разглядываем модель, которая представлена в музее. Тип С-24-30НР с кузовом «лимузин». Полная копия. Создана по оригинальным чертежам. Машина практически готова, сейчас выполняется вторая отливка двигателя, далее — обкатка.

Сложность сборки этой машины в том, что не все детали можно изготовить в Новосибирске, да и вообще в России. Например, покрышки отливает Англия. Это специальная клинчерная резина.

Фото Дарьи ЛЕЙЦ

Вот такой яркий «москвич» ездил когда-то по улицам Новосибирска. Фото Дарьи ЛЕЙЦ

— Нужно было еще откатать обод диска, и у нас в городе был нужный станок, но в 90-е годы посчитали, что лучше его сдать на металлолом. Мы стали искать, кто поможет, и отозвалась Москва, но запросила очень большие деньги за эти диски. В итоге заказали в Голландии, таким же ребятам-«ретрикам», помешанным на реставрации. Они откатали и прислали. А деревянные колеса мы уже, разумеется, сами делали, — рассказывает Владимир Борисович.

Сейчас в «Галерее времени» 60 экспонатов. Примерно половина принадлежит музею и его учредителям, остальные модели предоставили частные коллекционеры.

— Планируем разом выставлять не более 100 экземпляров, — уточняет наш собеседник. — Но экспонаты будут постоянно меняться, чтобы люди приходили к нам не по одному разу, чтобы было развитие.

Все ретромузеи собрать в один кластер?

Ретроклуб предложил объединиться 12 музеям и частным коллекционерам в отраслевой кластер. Пригласили «Ретро-54», Музей восковых фигур, Музей СССР, Музей бересты, а также коллег из Томска, Омска, Кемерова, Владивостока, Красноярска и Читы.

08-26-04.jpg

Фото Дарьи ЛЕЙЦ

— Переговоры ведем и, думаю, к осени точно что-то интересное увидим, — строит планы Владимир Курдюмов. — К нам в «Галерею времени» часто приносят вещи, связанные с советским периодом, то есть выставка будет интересна не только автолюбителям, но и тем, кто хотел бы окунуться в эпоху СССР. Наша русская душа такова — все мы немножко плюшкины. Купили новый телевизор, старый — в гараж. Это нормально и даже хорошо, именно такие запасливые люди сейчас обладают нужными нам сокровищами. Так что, ребята, приносите нам то, что жалко выбросить, — выставим или, например, из нескольких старых телевизоров одной модели соберем один, но работающий. Один посетитель принес бутылку водки советских времен, неоткрытую, вот теперь и она у нас!

Фото Дарьи ЛЕЙЦ

Фото Дарьи ЛЕЙЦ

На данный момент из шести ангаров задействованы только три. В первом все красиво, на втором этаже даже есть мини-буфет с потрясающим видом на экспозицию. В этом помещении выставлены отреставрированные авто, стеллажи с миниатюрными моделями советских, и не только, машин, таксометрами, игрушками и другими предметами из 70-х годов прошлого века. Во втором ангаре — тоже предметы советского быта и машины, но еще не отреставрированные.

— Нам уже принесли столько разной мебели, магнитофонов, самоваров, стиральных машин, телевизоров и игрушек, что мы решили сделать тематические комнаты — довоенную, послевоенную, 60-х, 70-х годов, завершим 80-ми. Там все будет рабочее, можно будет заходить и все щупать, — поделился реставратор-энтузиаст.

Процесс реставрации: время и деньги

Для реставрации автомобиля, помимо исходника, нужны «доноры» — машины, с которых будут сняты детали. Они обязательно должны быть аналогичной модели того же года выпуска. Либо, если есть чертежи, можно заказать на заводах новые детали. Иногда за нужной запчастью приходится ехать за границу. А в Новосибирск приезжают иностранные реставраторы. На сборку, покраску, обкатку одной машины уходит около двух лет и примерно 15 тысяч долларов (в рублях — 1,3 миллиона). Отреставрированный автомобиль, например ГАЗ-21, может быть продан за 25 тысяч долларов.

Фото Дарьи ЛЕЙЦ

«Галерея времени» расположилась на 1-м Мочищенском шоссе, 1/6. Фото Дарьи ЛЕЙЦ