Бюджет будущего. Что тревожит в 2021-м?
Уходящий год обострил конкурентную борьбу за финансовые ресурсы и высококвалифицированные кадры
Как найти себя в стремительно меняющемся экономическом пространстве? Вопрос и для предпринимателей, и для работников по найму. Неожиданно тема зазвучала на минувшей сессии регионального парламента.
Депутаты Законодательного собрания рассмотрели в первом чтении проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». На сессии прогноз развития представил министр экономического развития региона Лев Решетников. По его словам, документ разработан на базе прогноза Минэкономразвития РФ и учитывает наметившиеся тенденции, в том числе такой ограничивающий фактор, как коронавирусная инфекция и… усиление конкуренции за квалифицированные кадры.
Больше всего безработных — на селе?
Снижается и численность рабочей силы, и численность занятого населения. За год количество вакансий выросло почти в два раза (см. инфографику). Если внимательно изучить сайты рекрутинговых агентств, становится очевидным: зарплаты не растут, зато требования к соискателям становятся все выше и с точки зрения условий труда все жестче, меньше «пряников». Да и откуда им взяться — «пряникам»? Работодатели все туже затягивают пояса, в том числе на наемных работниках.
Официальный уровень безработицы весь год рос, а вот естественный и миграционный прирост населения при этом падал, сообщил министр. Все видят, что происходит сейчас в том же строительном секторе. Компании уже на дверях подъездов вывешивают списки востребованных специалистов. Мигранты не толпятся у ворот, при этом и земляки не торопятся надевать робы.
У депутатов возник вопрос: безработных в регионе — 63 тысячи человек, в какой отрасли высвободилось столько рабочих рук? Чем вызвано снижение числа работающих в сельском хозяйстве и промышленности?
— Прежде всего пострадала сфера услуг — экономика испытывает резкое падение спроса в связи с эпидемией коронавируса. А первая антикризисная мера, которая принимается бизнесом в таких условиях, — всегда сокращение персонала, — пояснил министр.
— Большая часть из этих 63 тысяч безработных — в сельском хозяйстве, — дополнил председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив. — Стало выгодно вставать на биржу, а не работать на предприятии. То есть услуги, как уже было сказано, и в большинстве своем — сельское хозяйство. И этот аспект требует анализа.
Надежда на рост есть
Возвращаясь к ситуации в экономике. Есть надежда — во всяком случае так прогнозирует областной минэкономразвития — на медленный, но все-таки рост валового регионального продукта (до 100,5 процента в 2021 году по отношению к 2020-му), рост инвестиций в основной капитал (101 процент), подъем промышленного производства (101,4 процента) и сельского хозяйства (102,6 процента).
Увы, этого нельзя сказать про торговлю: в предстоящем году не ожидается восстановления розницы, она дай бог достигнет 95 процентов к уровню текущего года. Это скажется на рынке труда.
При этом Лев Решетников оставил лучик надежды:
— Мы всегда прогнозируем немного слабее динамику, но по факту оказываемся чуть быстрее, чем среднероссийские показатели. Учитывается и эффект мер господдержки, которые были оказаны экономике в период пандемии, — это примерно 25 миллиардов рублей.
Дефицит — исключительно заёмный
Проект областного бюджета представил зампредседателя правительства области — министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко. Он, со своей стороны, осветил происшедшее в текущем году снижение налоговой отдачи большинства отраслей экономики, сокращение доходов областного и местных бюджетов.
Доходная часть региональной казны на следующий год прогнозируется в размере 171,5 миллиарда рублей, расходная — 180,6 миллиарда, дефицит — 9,18 миллиарда рублей, причем исключительно заемный, подчеркнул министр.
Расходная часть на 88 процентов, то есть почти на 159 миллиардов рублей, обеспечивается собственными ресурсами бюджета; 86 процентов — расходы приоритетного характера. Учтены все контрольные показатели по заработной плате отдельных категорий работников бюджетной сферы, которые регулируются специальными указами Президента РФ. Предусмотрены средства на плановый рост минимальной оплаты труда. Расходные полномочия по социальной поддержке населения — почти 22 миллиарда рублей — учитывают дополнительную индексацию социальных выплат населению почти на 4 процента. Основная часть средств адресована семьям с детьми и гражданам старшего поколения.
Министру был задан единственный вопрос. Депутат Сергей Левшенков заметил, что текущий год «показал кучу дыр в системе здравоохранения». Почему статья расходов на здравоохранение так сильно режется, недоумевает он.
Это не так, опроверг заявление парламентария глава минфина.
— Дело в том, что большую часть ресурсов система здравоохранения получает из Фонда обязательного медицинского страхования, — объяснил Виталий Голубенко. — Важным является и аспект государственной политики в развитии федеральной системы здравоохранения. В частности, в 2021 году это будет политика по укреплению первичного поликлинического звена. И наш регион получит порядка 1,8 миллиарда рублей на эти цели.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей ТРАВНИКОВ, губернатор Новосибирской области:
— Для того чтобы не входить в проекты, которые в итоге могут превратиться в долгострои, а это всегда чревато потерей качества и повышением расходов, мы предложили проект консервативного бюджета. Он направлен на выполнение социальных обязательств, на продолжение реализации всех начатых проектов, в том числе региональных, участие в различных федеральных программах, в частности в национальных проектах. Мы надеемся на дополнительные федеральные решения и в этом году. Уже известно, в частности, о дополнительном транше на Ледовый дворец. Благодаря активной позиции Новосибирская область планирует участвовать в федеральных программах и в следующем году. Рассчитываем и на собственные силы. Продолжаем поддерживать нашу экономику как антикризисными мерами, так и мерами, направленными на стимулирование инвестиционной деятельности. Важно не просто восстановить доходную базу бюджета к уровню 2020 года, а укрепить ее и увеличить, потому что планы по развитию у региона серьезные. Уверен, что уже в мае-июне 2021 года мы сможем принимать решения об увеличении приоритетных расходов, расходов развития.