USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Документ, который за границей

Светлана ФРОЛОВА

Что делать, если свидетельство о рождении пропало, а получали вы его, к примеру, в Украине?

Утрата, порча личных документов, выданных на территории других стран, — серьезная проблема. При этом важно понимать, что начать решать ее желательно как можно скорее, так как процесс этот длительный, может занять от шести месяцев до года.

Консультацию читателям «Советской Сибири» дает главный специалист-эксперт отдела международной правовой помощи, координации деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб и федеральных бюджетных учреждений Минюста России Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области Елена Замыслаева.

— Наш отдел работает с запросами граждан и компетентных органов, которым необходимо получить документы с территории иностранного государства, — рассказывает Елена Замыслаева. — Такая потребность может возникнуть при оформлении наследства, пенсии, материнского капитала, приеме в гражданство, устройстве на государственную службу, рассмотрении гражданского дела в суде и так далее.

Миллион вопросов

Практически любой гражданин, родившийся в одной из бывших республик Советского Союза, может столкнуться с необходимостью восстановления документов на территории другого государства. Чаще всего обращения касаются свидетельств о рождении и заключении (расторжении) брака.

В последнее время поступает много заявлений об истребовании сведений, подтверждающих осуществление трудовой деятельности и размер заработной платы за периоды работы в советское время на территории нынешнего государства ближнего зарубежья с более низким пенсионным возрастом.

— Но не во все страны необходимо делать запросы через управление юстиции, — уточнила специалист. — В таких странах, как Казахстан, Украина, Белоруссия, Армения, Молдавия и Таджикистан, запрос будет быстрее исполнен, если поступил из российского органа ЗАГС. ЗАГСы работают непосредственно друг с другом, минуя территориальные органы Минюста России.

Такое ускорение в исполнении запросов стало возможным после 1997 года, когда шесть названных государств подписали протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, тем самым договорившись о непосредственном взаимодействии ЗАГСов между собой. Главное управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области сотрудничает напрямую с органами юстиции этих стран. Это взаимодействие занимает несколько больше времени, чем у ЗАГСов.

Поэтому, если гражданину необходимо повторно получить, например, свидетельство о рождении из Республики Беларусь и при этом он проживает в Кировском районе Новосибирска, то ему лучше обратиться в районный отдел ЗАГС.

С другими государствами ближнего зарубежья — Азербайджаном, Киргизией, Узбекистаном, Грузией, Туркменистаном и странами Прибалтики — Главное управление работает через министерства юстиции. Соответственно, это отражается на сроках рассмотрения запросов.

Что, где, куда

На сайте Главного управления Минюста РФ по Новосибирской области либо на личном приеме в управлении можно узнать информацию о порядке заполнения заявления об истребовании личного документа, реквизитах для уплаты государственной пошлины.

В случае личной явки на прием в управление при себе следует иметь документ, удостоверяющий личность, заявление об истребовании документа, которое гражданин должен заполнить самостоятельно на каждый документ отдельно.

При временном отсутствии заявителя на территории Российской Федерации возможно получение государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранного государства представителем по нотариально оформленной доверенности. Образцы заявлений размещены в электронном виде на сайтах Минюста России, территориальных органов Минюста России и могут быть распечатаны заявителем.

Госпошлина за оказание государственной услуги по истребованию личных документов составляет 350 рублей за каждый документ. Например, если необходимы сведения с десяти мест работы на Украине, госпошлина составит 3,5 тысячи рублей, так как, возможно, будут работать 10 разных государственных органов и поднимать материалы в 10 архивах.

Гражданам также нужно знать, что с 2013 года согласно Федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» никто не вправе требовать от них подтверждения оплаты госпошлины. Государственный орган самостоятельно проверит наличие информации о платеже в системе государственных и муниципальных платежей. Гражданин может предъявить квитанцию об оплате госпошлины (для ускорения предоставления необходимых документов), если информация об оплате не успела дойти до ведомства или проверка оплаты в ГИС ГМП невозможна по техническим причинам. За отказ предоставить услугу из-за отсутствия квитанции об оплате госпошлины сотрудник ведомства может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.63 КоАП РФ.

А если нет, то в суд

Елена Замыслаева обратила внимание на то, что не все граждане знают: ламинирование документа, например свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, приравнивается Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» к случаям отсутствия возможности его использования, и такой документ подлежит замене. Согласно действующей судебной практике ламинированные документы не являются надлежащими доказательствами, поскольку такие документы не могут быть предметом экспертного исследования в связи с ранее оказанным на них тепловым воздействием.

Если гражданин получил из иностранного государства ответ о том, что истребуемый документ не может быть изготовлен, так как отсутствует в архивах, то, например, запись акта о рождении возможно восстановить через суд (часто так бывает на пострадавших от вооруженных конфликтов территориях отдельных районов сопредельных государств).

При возникновении таких ситуаций граждане защищены Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» следующим образом. Восстановление записей актов гражданского состояния производится органом ЗАГС по месту составления утраченной записи на основании решения суда. В случае если утраченная запись составлена за пределами России, восстановление записи может производиться по месту вынесения решения суда.