Дед Мороз в Маслянино?
Штаб кандидата на пост губернатора Андрея Травникова инициировал сбор предложений в программу развития туризма Новосибирской области
Как представлена область на карте страны и мира, чем каждый район региона может быть привлекателен для гостей? Общественность и бизнес вносят предложения в туристическую стратегию. Инициатором выработки документа развития выступил штаб общественной поддержки кандидата в губернаторы Новосибирской области Андрея Травникова. Дискуссия в трех секциях прошла на базе одного из вузов Новосибирска.
Политическая жизнь в регионе с приближением дня выборов проходит в русле обсуждений. Каждый из кандидатов встречается со своими доверенными лицами, работает с электоратом. Свои кандидатуры на пост главы области выдвинули Анатолий Кубанов, Георгий Михайлов, Дмитрий Савельев и Андрей Травников. Они выступают со своими программами в СМИ, поднимая актуальные темы.
Для общества такой формат общения полезен, есть возможность на разных площадках обсудить волнующие вопросы. Для новосибирцев, отличающихся активной гражданской позицией, это возможность донести, раскрыть свое видение ситуации, поделиться идеями, усилить звучание той или иной проблемы, чтобы в рамках дискуссий прийти к общему решению и в конечном счете получить его реализацию в виде конкретных мер со стороны власти.
С этой целью штаб общественной поддержки Андрея Травникова инициировал обсуждение очередной темы, не новой, но до сих пор не получившей должного развития. Речь идет о туристической привлекательности Новосибирской области. Сколько копий сломано, но проекты, даже самые интересные и перспективные, продолжают существовать сами по себе, не объединенные в общую систему. Задача, которую ставят перед собой организаторы, состоит в сборе предложений, общественных и бизнес-идей, проектов, которые лягут в основу программы действий кандидата.
К участию в проектной сессии пригласили доверенных лиц, экспертов туристической отрасли, архитекторов и проектировщиков, рестораторов, музейщиков, краеведов, руководителей театров, вузов.
Вопросы, вопросы, вопросы
Спроси любого новосибирца: куда можно сводить-свозить гостя из другого региона или страны? Где в области можно путешествовать самим жителям мегаполиса? Все, ступор. Максимум, что вспомнит большинство из нас: зоопарк, оперный театр, музеи — один-два, аквапарк, дельфинарий. Районы? Ну, конечно, Монетный двор в Сузуне. Что еще? Не приходит сразу на ум. Как туда добраться? Можно ли заодно что-то посмотреть поблизости? Где купить сувениры, произведения мастеров, ювелирные украшения?
Где пообедать, чем занять маленьких детей, пока вы, к примеру, на балете? Как приехавшему туристу попасть на этот самый балет, если билеты в оперный театр нужно заказывать заранее — за несколько недель, а то и месяцев?
Что дает путешественнику карта гостя? Где человеку, который выходит из аэропорта, ее приобрести? Почему не в гостинице? Почему там же не выкладывают объединенные афиши на неделю-полторы?
Кто расскажет гостю о фишках новосибирского гастрономического, событийного туризма? Кто его пригласит на ферму, покажет, как доят коров, угостит свежим молоком? Кто туриста туда увезет?
Это лишь часть вопросов, которые прозвучали на проектной сессии. У каждого из выступавших есть ответ на озвученные вопросы, есть и проекты, маршруты, есть сервисы, виртуальные афиши, туристско-информационный центр (ищите в Интернете — ТИЦ НСО), туристический портал. Но все это не закольцовано, разрозненно.
Почему туристу неинтересно и чем это не полезно для нас?
Отсутствие ясной картины гостевого дня, сложность самостоятельной стыковки экскурсионных и развлекательных маршрутов играют не в пользу привлекательности мегаполиса. И области в целом. Гость, который мог бы сходить в театр, пообедать в ресторане, съездить в планетарий, покататься на катере по водохранилищу с заездом на пляжи и острова, попадает за неделю в три-четыре уже известных места. Масса интереснейших объектов и экскурсий остались за бортом. Экономика недополучила с этого туриста несколько тысяч рублей. Исходя из того, что ежегодно десятки тысяч туристов приезжают в Новосибирск, потери для экономики можно исчислять миллионами рублей.
К примеру, культурный туризм. О фестивальной карте мегаполиса рассказал руководитель театра «Глобус» Алексей Крикливый. Сколько фантастических по насыщенности культурных событий международного уровня проходит в областном центре! Рождественский фестиваль, Транссибирский арт-фестиваль и так далее.
— Новосибирск производит много хороших событий, ими хочется делиться. Нужно найти систему, — считает Алексей Крикливый.
Вспомним наши культурно-исторические альтернативные проекты. Пешие или речные экскурсии Музея Новосибирска, например. Инициатива краеведов пришлась по вкусу самим горожанам и будет интересна гостям. Кстати, Елена Щукина, директор музея, участвуя в дискуссии, отметила очень важную деталь: Новосибирск богат архитектурными памятниками, но они нуждаются в реставрации. И это тоже часть туристической привлекательности.
Кто упакует турпродукт?
Отдельный вопрос по поводу ведущей роли в создании туристической стратегии. Кто должен выступить заказчиком единой афиши, реестра маршрутов — государство или бизнес? Участники дискуссий считают, что все-таки речь должна идти о ГЧП. Центром коммуникаций может стать региональное минэкономразвития в союзе с министерством культуры и департаментом физкультуры и спорта, поскольку в области регулярно проходят масштабные соревнования. Так, впереди молодежный чемпионат мира по хоккею.
Уникальный контекст остается за бизнесом. Систематизация маршрутов — за туроператорами. Привлекательная упаковка, продвижение турпродукта, диалог с потребителем, конкуренция на туристическом рынке страны и мира — удел не органов власти, а предпринимателей. Хотя господдержка в виде грантов, участия в международных выставках, налоговых преференций возможна.
Зачем спорить о том, кто должен заниматься созданием образа региона как территории, привлекательной для туристов, позиционированием этого образа? В чьей это исключительной компетенции — бизнеса, который зарабатывает на проекте, или государства, получающего доходы в виде налогов?
— Приехавшим в Новосибирскую область или живущим в ней нет разницы, кто финансирует тот или иной проект, частный он или государственный, — говорит Александр Карелин, Герой России, руководитель штаба общественной поддержки Андрея Травникова. — У человека есть ожидание: увидеть и выбрать. Нам нужно максимально дать список этих возможностей с учетом времени пребывания туриста и средств, которыми он располагает. Деньги останутся в экономике Новосибирской области.
По словам Александра Карелина, для тех, кто приехал в регион не в качестве туриста, а, скажем, бизнесмена, автора инновационного проекта, с перспективой открыть здесь свое производство, тоже важна культурная составляющая. Понятно, где и на каких условиях он будет развивать свой бизнес. Но, кроме бизнеса, есть обычная человеческая жизнь. Выходя из офиса, он не думает о доступности и качестве здравоохранения, образования, хотя это тоже важно. Он думает, куда ему пойти, как развлечься, что посмотреть.
Пусть волшебник живет в Сибири
Обсуждение длилось три часа. И такое ощущение, что могло бы не закончиться до утра. Участники высказались, договорились, многие впервые друг друга увидели, познакомились, обменялись контактами. Туроператоры, например, даже не предполагали, какие туристические проекты готовит Маслянинский район. А что таит вся область? Мегаполис и тот не охвачен вниманием туристов полностью. Дискуссия способствовала пробуждению этого интереса.
— Хочется, чтобы все сказанное учли, чтобы это пригодилось, — сказала Елена Щукина.
С ней совершенно согласна и заместитель главы Маслянинского района Наталья Белоедова. Она рассказала о том, что, помимо масштабного спортивного парка, горнолыжных баз, в районе скоро запустят исторический проект — туристы смогут пожить в домике старателя на Суенге, богатой золотом. Есть идея создать на базе бывшего детского дома чертога Деда Мороза: почему его резиденция только в Великом Устюге? Пусть волшебник и в Сибири живет.
Резюмируя сказанное, модераторы дискуссионных площадок сформировали комплекс предложений в программу Андрея Травникова. Перечень будет пополняться, штаб общественной поддержки кандидата открыт для диалога с экспертами, жителями области.
Задача у региона — попасть в топ-7 самых сильных регионов России, совершить прорыв во всех сферах жизни. Потенциал для этого есть. Он заключен и в туристической отрасли. Участники дискуссии надеются, что внесенные предложения лягут в основу будущей туристской стратегии. Они считают, что предстоящие выборы губернатора — важное событие, которое определит направление и темпы развития экономики и социальной сферы региона.
КОММЕНТАРИЙ
Александр КАРЕЛИН, руководитель штаба общественной поддержки Андрея Травникова:
— Наша задача — создать максимально широкую сетку, включив весь перечень театральных постановок, культурных, спортивных событий. Во всех трех группах, которые сегодня обсуждают тему, есть возможность приготовить рекомендации в программу развития отрасли. Это задача не муниципалитетов, а области. Мы говорим сегодня и о культуре, и о природно-рекреационном потенциале, о ярких событиях. В Новосибирске построили аквапарк, крупнейший за Уралом, в Маслянинском районе будут строить резиденцию Деда Мороза. Есть уникальные предложения. И здесь подчиненность не важна, в чьем ведении тот или иной объект туриндустрии находится. Важно, чтобы это было всем известно и доступно каждому. Чтобы человек никуда не ходил, а воспользовался мобильным приложением и получил всю информацию с ранжированием и территориальной доступностью обо всем, что можно посетить за один день.