Умная экипировка
Современные технологии завоевывают школы в городе и сельской глубинке
Собирая ребенка в школу, родители покупают не только новую форму и канцелярские товары, но также мобильный телефон, планшет, «умные» часы и другие полезные гаджеты.
При этом на рынке появляются электронные помощники, которые не просто облегчают учебу, а дают возможность организовать режим дня, обеспечить безопасность ребенка.
IT-новинки
Трекер слежения — устройство, которое позволяет бдительным родителям контролировать путь ребенка от дома до образовательного учреждения и обратно. Браслеты, часы, клипсы со встроенным GPS-трекером отображают на карте школьный маршрут, родителю нужно только скачать соответствующее приложение.
Все более популярны детские наушники, которые ограничивают громкость до 85 децибел. Это не позволяет ребенку слушать музыку слишком громко и предотвращает акустические травмы.
Чтобы скрасить утреннее пробуждение, некоторые родители приобретают необычные будильники. Например, такие, которые будят в оптимальный момент, отслеживая фазы сна. Можно найти в продаже яркое устройство, напоминающее по дизайну героя мультфильма. Этот будильник не только звонит, но и убегает: пока не встанешь с кровати и не догонишь — не выключишь.
И все-таки самыми популярными гаджетами по-прежнему остаются мобильные телефоны, планшеты, электронные книги. Без новейших технических штучек процесс обучения сегодня трудно себе представить.
За и против
Могут ли учителя или администрация школы запретить пользоваться гаджетом на территории образовательного учреждения? По закону — да. Согласно статье 43 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» школьники должны выполнять требования устава организации, которая осуществляет образовательную деятельность, не создавать препятствий для учебного процесса.
По мнению ряда педагогов, слишком активное использование гаджетов чревато многими проблемами. Например, это рассеянное внимание, клиповое мышление, снижение когнитивных способностей, ухудшение памяти. Отсюда вывод: время общения с девайсами надо бы ограничить. Хотя бы на школьной территории. Так, в некоторых столичных школах дети оставляют гаджеты в специальных ячейках и забирают после занятий.
Мнение педагога
Впрочем, учителя обращают внимание и на оборотную сторону медали: лишать детей возможности пользоваться телефонами не стоит, так как это имеет отношение к вопросу безопасности. К тому же гаджеты могут пригодиться для учебы. С помощью Интернета дети могут уточнить информацию по теме урока, например отыскать иллюстрации к литературному произведению или увидеть портрет исторического деятеля.
— Запрет на использование гаджетов связан прежде всего с тем, что педагоги не смогли найти реального применения сотовым телефонам, сделать так, чтобы дети не сидели в игровом поле или соцсетях, — размышляет Светлана Королькова, учитель географии СОШ поселка Маяк Искитимского района, победительница регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2017». — Наверное, запрет — это самый простой и самый неправильный выход. Во-первых, запретный плод всегда сладок. Во-вторых, настоящее достижение педагога не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы использовать эти устройства в образовательном процессе. Есть замечательная технология смешанного обучения. Она предполагает, что с помощью определенных программ ученик может не только расшифровывать информацию, но и самостоятельно проверять задания. Некоторые элементы этой технологии очень интересны и полезны, в том числе сельской школе. До нашего поселка уже дошло оптоволокно, и теперь мы не будем отставать от городских школ в возможности доступа к цифровым образовательным ресурсам.