Он лесу не пара
Непарный шелкопряд поверг леса региона в уныние
Тревожные новости о появлении вредителя начали поступать еще в начале июля из Убинского, Чановского, Венгеровского и Кыштовского районов. Пострадали также Усть-Таркский, Татарский и Северный.
В прошлом году непарный шелкопряд появился в Куйбышевском районе, а в 2018-м он основательно здесь утвердился. Местные жители начинают опасаться, что, если не принимать мер, в будущем, покончив с лесами, вредитель возьмется за их сады.
Мы попросили прокомментировать ситуацию заместителя директора филиала ФБУ «Рослесозащита» — Центра защиты леса Новосибирской области Сергея Романцева. Насколько велика угроза для региона от нашествия непарного шелкопряда и какие меры принимаются для минимизации негативных последствий?
— Всего на территории лесного фонда Новосибирской области непарным шелкопрядом в настоящее время поражено около 80 тысяч гектаров в 11 административных районах, — рассказал замдиректора Центра защиты леса. — Это меньше, чем в прошлом году, а, например, в лесах Доволенского района очаги вредителя почти исчезли.
Тем не менее, по словам Сергея Романцева, сотрудники «Рослесозащиты» постоянно проводят мониторинг не только пространственного распространения вредителя, но и последствий его деятельности. Не так давно были проверены лесные угодья Ордынского района, где непарным шелкопрядом было поражено 10 тысяч гектаров. Как показали исследования, на следующий год угрозы распространения вредителя и массового повреждения лесов здесь не ожидается. Дело в том, что при проверке лесных угодий в Ордынском районе эксперты заметили, что популяция шелкопряда из-за поздней весны и заморозков не смогла развиваться, большая часть вылупившихся гусениц здесь погибла.
Куколка непарного шелкопряда
Специалисты Центра защиты леса также проверили Барабинский район, ведут исследования в Куйбышевском, в плане Татарский, Венгеровский и ряд других.
Итоговая работа по инвентаризации очагов поражения вредителем будет проводиться осенью, по зимующей популяции (или яйцекладкам), когда распространение шелкопряда прекратится. Установят площадь лесных угодий, заселенных непарным шелкопрядом, его численность в насаждениях, а также спрогнозируют предстоящую в 2019 году угрозу.
Чтобы окончательно определить объемы, методы и способы борьбы, специалистам необходимо точно установить ареал распространения вредителя по наличию яйцекладок. В лабораторных условиях собранные специалистами образцы яйцекладок пройдут детальное изучение. И только по итогам комплекса всех работ будут сделаны окончательные выводы.
— Эта работа непростая, быстро она не делается, — отметил замдиректора Центра защиты леса.
Он пояснил, что по завершении всех исследований составляется документ, в котором должны быть указаны параметры прогнозируемой угрозы — предполагаемый объем поражения лесного фонда, потенциальный ущерб от этого — и необходимые экономические затраты для обработки. Предлагаемые меры должны быть обоснованы. Затем документ представляется в вышестоящие организации для рассмотрения, утверждения и принятия организационных решений.
Вот он, хищник, собственной персоной — гусеница, уничтожающая леса
Отвечая на вопрос, почему не обрабатываются наиболее крупные очаги поражений, Сергей Романцев пояснил:
— Сейчас гусеница частью окуклилась, а частью она уже в старших возрастах, когда применение препаратов нецелесообразно.
По его словам, с обработкой все тоже не так просто. Многие леса относятся к защитным и являются излюбленным местом отдыха населения, люди собирают в них грибы, ягоды. Некоторые лесополосы расположены вдоль сельскохозяйственных полей и населенных пунктов. Поэтому приходится применять биологический препарат, который снижает пестицидную нагрузку на среду и действует очень избирательно, но требует четкого соблюдения условий при его применении (температурный режим, отсутствие осадков, младшие возрасты гусениц вредителя).
Весной специалисты «Рослесозащиты» выезжают на места, отслеживают время появления гусениц и дают заключение о примерном сроке начала лесозащитных работ. При этом в обязательном порядке проводится оповещение местных жителей о начале и окончании обработки, а также об ограничении времени доступа населения на обработанные лесные участки.
— А еще у нас сплошь и рядом ситуации, когда лесники свой лесной фонд обрабатывают, а рядом — леса на фермерских землях. Там обработка не проводится, образуется настоящий рассадник вредителей. Так что если бороться с непарным шелкопрядом, то нужно это делать всем вместе. Тогда и будет необходимый результат, — подчеркнул Сергей Романцев.
Как видим, лесозащитные структуры не считают ситуацию критичной. Но от этого спокойней не становится.