Городам и районам, где экономика растет, вернут деньги
Как муниципалитетам нарастить финансовую мускулатуру
Контрольно-счетная палата Новосибирской области по итогам проверки высокодотационных муниципалитетов заявила, что методику выравнивания бюджетной обеспеченности следует пересмотреть.
Мотивирующие механизмы
Комитет ЗС по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности на очередном заседании снова получил такую рекомендацию от аудитора КСП Павла Подковырина. А министр финансов региона Виталий Голубенко предложил дополнить традиционный механизм расчета субсидий на сбалансированность компонентом поощрения территории за экономический рост.
Какие инструменты можно задействовать, чтобы муниципалитеты наращивали собственные доходы и налоговый потенциал? Министерство финансов региона ответ на этот вопрос видит в изменениях госпрограммы «Управление государственными финансами в Новосибирской области на 2014–2019 годы».
— Из всех территорий области были взяты высокодотационные муниципальные районы, являющиеся сельскохозяйственными или индустриальными, и выстроен рейтинг по показателям продукции собственного производства. Исходя из того, сколько эти сферы сгенерировали поступлений в доходную часть облбюджета, часть суммы вернется в районы через механизм субсидии на сбалансированность бюджетов, — пояснил министр.
Учесть нюансы
По мнению Виталия Голубенко, необходимость такого механизма не обсуждается. Но насколько он окажется действенным при имеющихся в управлении территориями нюансах?
— Этот момент требует определенного обсуждения, чтобы понять все нюансы, нащупать элементы мотивации территории к развитию и наращиванию собственного доходного потенциала, — пояснил министр. — Нужно оценить, располагают ли органы местного самоуправления рычагами воздействия на эти процессы. Как правило, сельские территории экономически развиваются больше спонтанно, чем с подачи органов местного самоуправления. Более сильное влияние оказывают внешние, порой стихийные факторы, чем готовность муниципалитета. Однако механизмы возвратности нужны не как ресурсы для поощрения главы района, а для возврата средств на территорию, которая дала экономический и фискальный эффект областному бюджету.
Нужен стимул
Приглашенный на заседание комитета глава Баганского района Юрий Вязов отметил, что все замечания аудиторов по району учтены. Здесь наиболее развита сеть крестьянско-фермерских хозяйств, их число приближается к шести тысячам.
— Наши собственные доходы составляют 10–12 процентов в консолидированном бюджете. Мы мотивируем поселения участвовать в разного рода программах, обещая им софинансирование из областного бюджета, — сообщил он.
Депутаты поддержали идею министерства финансов о необходимости введения для муниципальных районов механизма стимулирования роста экономического потенциала.
КОММЕНТАРИЙ
Валентин СИЧКАРЁВ, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Идея минфина поощрять работу управленческих команд, которые способны обеспечивать прирост налогового потенциала, очень интересна. Правда, запланированная к перечислению в районы поощрительная субсидия составит на этот год всего 48 миллионов рублей. Механизм мотивации нужно совершенствовать. По предложению министра финансов обсуждение продолжится на площадке бюджетного комитета с приглашением всех депутатов Заксобрания. Уверен, что одномандатники особенно будут заинтересованы в появлении такого стимула.