USD 102.5761 EUR 107.4252
 

На всю страну такой один

Василий Матвеюк
Фото автора
Фото автора

Накануне 2017 года в Сибирском геофизическом колледже Новосибирска состоялось открытие уникального музея образовательного учреждения. Он объединил истории двух разных учебных заведений города, связав, таким образом, их прошлое с единым совместным будущим.

Идея создания музея принадлежит директору колледжа Сергею Алексеевичу Лысенко.

— Сергей Алексеевич, идея, скажем так, не нова. Сегодня трудно найти какое-либо учебное заведение, где не было бы собственного музея. Чем музей колледжа отличается от других?

—  Конечно, не только экспонатами. Может, банально прозвучит: так же, как и в театре, все начинается с вешалки. «Вешалкой» в нашем случае и является музей. Идея его создания связана с необходимостью популяризации самого учебного заведения, углубления профориентационной деятельности, патриотического воспитания молодого поколения. Музей, как я считаю, соединяет в себе все эти направления и они работают в полном объеме.

Музей мы начали создавать несколько лет назад. На одном из этажей открыли минералогическую экспозицию. Теперь вот – история образовательного учреждения.  Скоро приступим к оформлению экспозиции, связанной с локальными войнами, в которых участвовала страна, и тогда все помещения  колледжа станут единым музейным пространством и будут работать на глубокое погружение студентов в профессию.

— Что вы имели в виду, когда говорили о том, что объединили историю двух разных учебных заведений?

— Сибирский геофизический колледж возник всего три года назад на базе двух образовательных учреждений – ремесленного училища, впоследствии ставшим ПТУ-7, и Новосибирского геологоразведочного техникума.  История обоих учебных заведений по большому счету драматическая. Если дата создания Новосибирского геологоразведочного техникума известна точно – это 22 мая 1945 года и подтверждается совместным приказом Комитета по делам геологии при Совете Народных Комиссаров СССР и Комитета по делам высшей школы при СНК СССР, то  время образования ПУ № 7 пока никакими документами не удостоверяется. Имеется очень скудная информация о том, что  оно было основано в августе 1954 года на базе расформированного Рижского училища, располагалось в двухэтажном деревянном бараке, имело всего пять учебных кабинетов и слабую материально-техническую базу. Но, занимаясь уточнением истории «Семерки» в Объединенном ведомственном архиве государственных образовательных профессиональных учреждений Новосибирской области, учащиеся колледжа обнаружили любопытные документы. Это поименная книга РУ № 7 за 1942 год, а также список учащихся,  окончивших «Семерку» в 1949 году. Может быть, именно эти документы являются самыми точными? Белых пятен немало, так что нам предстоит большая исследовательская работа по уточнению даты создания и первых годах существования училища. 

Непросто складывалась и история Новосибирского геологоразведочного техникума. Дело в том, что собственными учебно-административными зданиями техникум владел с 1952 по 1957 годы. Но в 1957 году в стране произошли существенные изменения структуры исполнительной власти: отраслевой принцип управления экономикой  страны стал территориальным.  Появились Совнархозы. Нужно было новых чиновников расселять в комфортные условия. Новосибирский обком КПСС 25 мая 1957 года принял решение о передаче здания техникума, расположенного в центре города и являющегося одной из главных архитектурных достопримечательностей сибирской столицы, в ведение Совета народного хозяйства Новосибирской области  и его отраслевых управлений.

Как известно, инициатора создания Совнархозов Никиту Сергеевича Хрущева вскоре сняли с должности, а новая власть  решила, что и Совнархозы теперь тоже не нужны. Ликвидировав их, руководство города здание бывшего геологоразведочного техникума настоящим хозяевам так и не вернуло. И Новосибирскому геологоразведочному техникуму в течение прошедших лет пришлось еще шесть раз переезжать с места на место вплоть до 2014 года.  С этого дня мы, как птица феникс, стали вновь возрождаться.

музей2.jpg

Курс – на Арктику

— Какие специальности получают выпускники колледжа?

— Обратите внимание: наш колледж называется не Новосибирский, а Сибирский геофизический колледж. Мы готовим геологов разведчиков, геофизиков и гидрометнаблюдателей. Специальности по большому счету штучные и достаточно уникальные. В прошлом году конкурс в наш колледж  превысил два человека на место, а проходной балл, к примеру, на специальность «геофизик» составил 4,5.

Никто другой, кроме нас, ни в масштабах области, ни в масштабах  страны, не обучает специалистов-метеорологов для труднодоступных станций северного морского пути (ТДС). В 2016 году заявка на выпускников-метеорологов составляла 169 человек, мы выпустили только 45. И это при том, что страна взяла твердый курс на возвращение в Арктику. Кроме севера специалисты нужны и Камчатке, и Чукотке, и Сахалину… Бьет тревогу Госкомитет по метеорологии: нехватка специалистов – проблема из проблем.

—Любая отрасль уже давно пользуется достижениями научно-технического прогресса, а у вас по-прежнему главным инструментом остается геологический молоток.

— Геологический молоток – это наш главный символ. Он не меняется из века в век. Современный геолог обеспечен различными электронными приборами, средствами разведки, например, беспилотниками, но все равно, направляясь в экспедицию, непременно берет с собой старинный инструмент – молоток с длинной рукояткой.  Наш музейный молоток тоже имеет свою историю. Когда его водружали в стеклянный шкаф, я попросил, чтобы его не вздумали расклинить, пусть останется таким, каким был много лет назад, когда им работала преподаватель геологии нашего колледжа Ольга Васильевна Филиппова, подарившая его музею. Есть еще один символ геолога - радиостанция. Ею пользовались радисты и взрывники-геологи. Я всегда шучу, что мы готовим не только радистов и взрывников, но и военных диверсантов. Самое интересное в том, что на сегодняшний день в Новосибирской области и во всей Сибири полностью уничтожена радиополиграфия. Азбуку Морзе и морзянку не преподают, не учат этому нигде, даже в институте связи.

— А есть в этом необходимость?

— Отвечаю. Современные средства борьбы позволяют в одно мгновение уничтожить все системы радиоэлектроники, на которой построена связь: тропосферная, стратосферная, космическая и прочая. А морзянку уничтожить невозможно. Об этом, мягко говоря, забывают даже те, кто не должен этого делать. К слову, наш колледж в том числе готовит контрактников пограничной службы для Вооруженных сил  и других родов войск.  Люди за свой счет проходят специальные курсы радиотелеграфиста. Да, радиостанция Р-105 кондовая, как считают многие, но она в некоторых случаях практически неубиваемая. Ее современными средствами невозможно вывести из строя. Любопытно, но к нам недавно обращались специалисты из Сибирского университета телекоммуникаций и информатики и предлагали наладить совместное производство таких радиостанций. Я поддерживаю такое начинание. Конечно, современные средства поиска полезных ископаемых оригинальны, суперсовременны. Но без того же молотка или же простой радиостанции, без банальной азбуки Морзе нам не обойтись.

— Сергей Алексеевич, в создании музея активное участие принимали сами учащиеся колледжа, которые, таким образом, приобщились к научно-исследовательской работе.

— Перед ними – большой и необъятный простор для научной и поисковой деятельности. Они много занимались в различных архивах, пересмотрели множество исторических документов, и искренне радовались, когда достигали своей цели. Одной из таких находок, а теперь уникальным экспонатом музея является Книга для записывания метеорологических наблюдений.  Неизвестный нам метеоролог из Бийска оставил на ее страницах свои записи за февраль 1884 года. Информации немного, но даже она может нам многое рассказать о метеорологических методах и технологиях, которые применялись нашими предшественниками в конце XIX века.

Впечатления

Владислав Игнатюгин, ветеран-геологоразведчик, первый выпускник Новосибирского геологоразведочного техникума, диплом № 34 от 27 апреля 1949 года:

— После окончания войны поступил в Новосибирский геологоразведочный техникум. Почему пришел сюда? Ответ простой – здесь была повышенная стипендия, и для нас, которых звали безотцовщиной, это было главным. Первую практику проходил в районе нынешнего Междуреченска. Работал буровиком в штольне, и тачку таскал. Затем стажировался в Якутии, там мы искали золото и флогопит. В душе остались очень теплые воспоминания об учебе и практике, хотя было очень трудно. Позже из геологов переметнулся в геодезисты, был я также маркшейдером на добыче огнеупорной глины на руднике в Казахстане, затем начальником группы геодезистов на строительстве Павлодарской ТЭЦ-3. Целых 25 лет я колесил по стране, пока не вернулся в родной Новосибирск. С благодарностью вспоминаю годы учебы в техникуме, очень горжусь, что выбрал профессию геолога. 

Евгения Дядина, студентка первого курса группы ГЛ-16:

— Собирая материал о Новосибирском профессиональном училище № 7, мы обнаружили большое количество альбомов с фотографиями. И это стало для нас просто сокровищем, потому что не один музейный экспонат  не сможет рассказать о прошлом как фотография. Музейный предмет молчалив без экскурсовода и аннотаций, а фотография может многое рассказать.

Рассматривая их, мы много узнали о студенческой жизни, как одевались, какими были кабинеты, как и где отдыхали студенты и преподаватели. Это для нас очень важно, так как по сути ничего не изменилось. Со старых снимков на нас смотрят такие же девчонки и мальчишки, как и мы. Нас объединяет с ними одно – мы студенты этого замечательного профессионального образовательного учреждения, просто изменилось время.

Признаюсь: сначала я хотела стать художником. Но благодарю Бога, что он привел меня сюда. Я чувствую, что мое настоящее призвание – быть геологом.

Наталья Казакова, преподаватель минералогии Новосибирского геофизического колледжа:

— Я тоже являюсь выпускницей Новосибирского геологоразведочного техникума. Два года назад передала родному колледжу минералогическую коллекцию, которую мне когда-то подарил один из студентов первого выпуска. Он ее собирал с 1942 года. В то же время, на моем балконе много лет во вьючном ящике хранились различные приборы - горные компасы, полевой люминоскоп, увеличительные линзы для лабораторных работ, которые были моими спутниками в период работы. Все думала, что пора уже это добро выкинуть на свалку. К счастью, не решилась этого сделать. С большой радостью принесла  эти бесценные раритеты  в музей колледжа.