Арифметика бюджетного проектирования
Бюджет области на трехлетку сформирован по существу без дефицита, заявил глава регионального минфина Виталий Голубенко на 14-й сессии Законодательного собрания
Бездефицитный бюджет на три года — это была почти сенсация, учитывая современные условия экономики. Но заявку минфина как будто и не заметили в пылу споров вокруг законопроекта «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Дефицита — ноль
— Наш прогноз социально-экономического развития, который положен в основу формирования доходной части бюджета, оптимистичнее, чем среднероссийский, — напомнил Виталий Голубенко.
Основные параметры бюджета 2017 года: доходы — около 113,5 миллиарда рублей, расходы — 113,8 миллиарда, дефицит — 300 миллионов рублей. На следующие два года дефицита — ноль.
Возможно, в вероятность такого бюджета депутаты не поверили и много внимания отдали так называемому листу ожидания, с которым связаны все надежды на корректировку финансирования статей. Естественно, в сторону увеличения.
Надо признать, что такие настроения вполне обоснованны. Добавляет оптимизма пятая корректировка бюджета текущего года, которая также была в повестке сессии. Депутаты внесли изменения в закон о бюджете 2016 года и распределили дополнительно 6,87 миллиарда «расходных» рублей. Пополнилась казна за счет дополнительных поступлений от налогов и акцизов, а также межбюджетных трансфертов. Назначение этих средств не вызвало споров, и после заседания, в перерыве сессии, профильный комитет предложил принять поправки сразу во втором чтении.
Получит ли область такую же добавку в следующем году? На предварительных обсуждениях ответ на этот вопрос звучал по-разному. Что, видимо, и придало беспокойства депутатам во время первого чтения законопроекта на предстоящий трехлетний период. Одним из осложнений бюджетного проектирования стала программа «Чистая вода».
Компромисс между возможным и желаемым
— Если мы будем финансировать программу так, как сейчас, то чистой водой все жители будут обеспечены через сто лет, — заявил депутат Александр Козлов и предложил миллиард рублей, который заложен в бюджете на развитие информационных систем, использовать для обеспечения жителей региона качественной питьевой водой.
— Нам избиратели говорят: «Не надо нам Интернета, дайте воду!» — свидетельствовали и другие депутаты.
Жаль, что не мог выступить сельский учитель одной из исчезнувших деревень, который как-то сказал: «Если в сельских школах не будет Интернета, чистую воду пить будет некому».
Понятно, что выбора нет. Уже готовая к разгару дискуссия все-таки завершилась конструктивно. Еще на начальных этапах обсуждения председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Заксобрания Александр Морозов предупреждал: «Характеризует бюджет следующая формулировка: компромисс между возможным и желаемым. Именно таким образом мы квалифицировали подход к сегодняшнему бюджету».
Из уст депутата Алексея Александрова прозвучала мысль и о потенциале нераскрытых возможностей:
— Программа «Чистая вода» никуда не годится. Нужен альтернативный способ инвестирования, не только бюджетный, но и частный, тогда это можно назвать программой.
Но пока первое чтение документа оставляет надежды на то, что региональные власти смогут увеличить финансирование по некоторым статьям бюджета. Не исключение и «Чистая вода». Комментируя процесс первого чтения проекта закона о бюджете, губернатор Владимир Городецкий особо отметил, что «работа над главным финансовым документом идет постоянно».
Решать проблемы на берегу
Никогда еще предварительная работа над бюджетом не была столь открытой и содержательной, что дает возможность решать проблемы, так сказать, на берегу, в рабочем порядке. Несмотря на это, в ход обсуждения на сессии вмешался депутат Андрей Жирнов. Он потребовал, чтобы губернатор высказал свое мнение по поводу иска компании «Сибмост» к мэрии Новосибирска. Если он будет удовлетворен судом, то 2,5 миллиарда рублей придется выплачивать за счет бюджета. Тема, уже обросшая бородой эмоциональности (тяжбе более двух лет), качнула зал в митинговую стихию. Одна сторона требовала призвать «Сибмост» «обуздать свой менеджмент» («2,5 миллиарда — это война против жителей Новосибирска»!), другая назвала унизительным фарсом, позором для депутатов «вытаскивание» на трибуну губернатора.
Глава региона в ответ выразил готовность отвечать на любые вопросы.
— Тяжба мэрии и «Сибмоста» — это один из примеров хозяйственного спора, — напомнил губернатор. — Решение суда не вступило в законную силу. Думаю, у мэрии есть такое же право, как и у «Сибмоста», апеллировать в случае необъективности рассмотрения. Считал всегда неэтичным, а поэтому недопустимым комментировать решение суда и тем самым как высшее должностное лицо области каким-то образом оказывать давление на суд.
Владимир Городецкий заверил, что после окончательного судебного решения все дальнейшие действия правительство обсудит с региональным парламентом.
Третья кризисная тема сессии, вызвавшая еще один приступ митинговой рефлексии, — референдум о возвращении прямых выборов глав районов и городов. Члены профильного комитета просили обратить внимание на то, что в данном случае речь не о политике, а о довольно формальном вопросе о нормах закона. Предмет рассмотрения — соответствие инициативы проведения референдума действующему законодательству, а не суть закона о форме избрания глав муниципальных образований.
Первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панфёров напомнил, что при обсуждении вариантов федерального законодателя районам было предложено самим определиться с формой выборов. Когда это уже утверждено законом, то почему ему вослед нужен референдум? Предлагаемый законопроект в случае его принятия создал бы коллизию между действующим и вновь принятым правовыми актами, что привело бы к неопределенности правовых последствий принятого на референдуме решения. Депутаты прислушались к этому заключению экспертов и проголосовали против проекта референдума.
Депутаты расставили акценты
«Если коротко характеризовать ситуацию, ее можно назвать умеренно оптимистической, — считает председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Заксобрания Александр Морозов. — Если в этих назначениях нам удастся принять бюджет и продвигать его исполнение, мы сможем обеспечивать постепенное стабильное развитие Новосибирской области».
«Госдума РФ в трех чтениях приняла корректировки в Бюджетный кодекс РФ о перераспределении средств от акцизов на нефтепродукты, которые перечисляются в дорожный фонд, — напомнил председатель комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике Фёдор Николаев. — Сегодня в региональный дорожный фонд поступает 88 процентов от акцизов на нефтепродукты, 12 процентов — в федеральный фонд. Если корректировки вступят в действие, Новосибирская область из-за этого только в 2017 году потеряет 2,2 миллиарда рублей, а за три года — 7,1 миллиарда. Сессия приняла обращение к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой не утверждать этот закон».
«Новый размер прожиточного минимума пенсионеров не отразится на их социальных гарантиях, — уверен председатель комитета Законодательного собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Игорь Гришунин. — На 2017 год прожиточный минимум пенсионеров остается прежним — 8 803 рубля. Устанавливаемый нами размер минимального прожиточного минимума пенсионера коснется только тех, кто в 2017 году будет уходить на пенсию. С учетом имеющихся данных статистики по текущему году и прогнозируемых цен предлагается установить величину прожиточного минимума пенсионера на 2017 год в размере 8 538 рублей».
КОММЕНТАРИИ
Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор Новосибирской области:
— Благодаря профессиональному диалогу специалистов правительства региона с профильными комитетами регионального парламента в непростой экономической ситуации, с учетом всех наших возможностей, нам удалось найти наиболее оптимальный, сбалансированный вариант бюджета. Работа над главным финансовым документом продолжается. Пока неизвестно, каковы будут параметры федеральных трансфертов, субвенций субъектам Федерации. Это дополнительные ресурсы, с учетом которых в документ внесут коррективы. Все предложения по увеличению финансирования отдельных областных программ, высказанные депутатами Законодательного собрания во время обсуждения бюджета, будут обязательно рассмотрены.
Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
— Очень профессионально отработали и депутаты, и правительство, прошли общественное обсуждение, публичные слушания. Между чтениями, наверное, будут внесены коррективы. Например, правильно, на мой взгляд, задают вопросы по программе «Чистая вода», это волнует всех жителей области.