USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Дело в трубах?

Катерина КОШКИНА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

В России видят единственный путь спасения коммунальной инфраструктуры от развала — повышение тарифов. А как дела обстоят в нашем регионе?

Состояние коммунальных сетей в области, и в частности в Новосибирске, год от года вызывает все больше вопросов. Эксперты считают, что без инвестиций коммуналь­ная инфраструктура просто развалится. Средств на эти цели в бюджете не хватит, нет их и у ресурсоснабжающих организаций.

Коммунальная бомба
Тридцатиградусный мороз, а из канализационного люка столбом валит пар. А вот проталины на асфальте, хотя до весны еще очень далеко. Знакомая и, увы, довольно привычная для сибирского мегаполиса картина, не правда ли? Так зачем и за чей счет мы обогреваем улицы, хотя вроде бы коммунальщики все лето усиленно готовились к зиме? Ответ прост: коммунальные сети Новосибирска на ладан дышат, и многочисленные аварии тому подтверждение. Это означает, что жители города могут остаться без тепла и воды. А если при этом на улице будет минус 30, как в середине ноября?..

Как говорится, факты — вещь упрямая. Вот сухие статистические данные. В 2012 году на сетях водоснабжения и водоотведения Новосибирска возникло 970 нештатных ситуаций, в 2013‑м — 991, в 2014‑м — 998, в 2015‑м — уже 1 060. В тепло­энергетическом комплексе резкий всплеск аварийности зарегистрирован в 2013 году — 2 958 аварий. В 2014‑м была 2 651 нештатная ситуация, в 2015‑м — 1 996. То есть что‑то подлатали, но надолго ли сохранится такая тенденция? В настоящий момент трубы новосибирского водопровода изношены почти на 80 процентов, а система коллекторов сетей водоотведения — на 70. Не лучше дела обстоят и в теплоэнергетическом комплексе. Степень износа на разных объектах колеблется от 50 до 80 процентов. Эти данные не скрывают представители ресурсоснабжающих организаций. Можно сказать, сидим на мине замедленного действия.

Бюджет не резиновый
Какой же выход из этой печальной ситуации? Чтобы поднять инженерные сети из руин, нужны деньги, причем большие. Вспомним 2011 год, не самый плохой для экономики. Доля частных инвестиций в общем объеме средств, направленных на модернизацию и развитие ЖКХ, тогда составляла всего 7 процентов, или 47 миллионов рублей, тогда как бюджетные средства — 583 миллиона. В 2013‑м частный капитал вложил немногим более 130 миллионов рублей (11,2 процента), при этом бюджет области раскошелился более чем на миллиард! Информацию озвучивал региональный минстрой в надежде, что частные инвестиции будут год от года прирастать. Но растет и в целом сумма расходов. Каждый год положение усугубляется.

Ресурсоснабжающие организации вкладывают деньги в модернизацию крупных объектов, ведется строительство инженерных сетей к строящимся микрорайонам, которых в Новосибирске немало. А вот на ремонт старых сетей, как сообщают поставщики воды и тепла, денег уже не хватает. При этом нагрузка на наши многострадальные сети, опять‑таки из‑за активного строительства, возрастает год от года.

Вопрос в тарифе?
Лимиты индексации тарифов были введены в нашей стране в конце 2014 года, когда резко вырос курс доллара. Главной причиной их введения была защита интересов населения: цены и так росли довольно сильно, а ограничение тарифов сдерживало этот процесс. Однако уже в конце 2015 года эксперты отмечали, что тарифов, установленных для региона, хватает лишь на то, чтобы содержать действующее оборудование и сети региона в надлежащем состоянии.

Девятнадцатого ноября Правительство России утвердило повышение тарифов ЖКХ на 2017 год. Платежи за коммунальные услуги будут увеличены во всех регионах страны с 1 июля. В Новосибирской области они вырастут в среднем на 4 процента. Однако муниципальным образованиям и регионам дано право по решению местных советов депутатов превышать предельные индексы. И уже десять муниципальных образований Новосибирской области обратились в областной департамент по тарифам с таким заявлением.

КОММЕНТАРИЙ
Вадим АГЕЕНКО, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам:
— За последние лет пять в коммунальную инфраструктуру региона вкладывались достаточно серьезные средства — как из федерального, так и из областного бюджета, и это дало результат. Впрочем, изменения происходят не так интенсивно, как хотелось бы. Без федеральной поддержки (Фонд содействия реформированию ЖКХ. — Прим. ред.) регионы не справятся с модернизацией и ремонтом коммунальных сетей. Что же касается частных инвесторов, сегодня их привлекают к работе с помощью концессионных соглашений. Например, в Бердске. Но концессионер, вкладывая деньги, хочет хорошо заработать, причем норма его прибыли законом не регулируется. Допустим, концессионер приходит и говорит: «Я вложу миллиард и заменю все трубы на латунные, но цена для потребителя поднимется в два раза». ЖКХ — отрасль регулируемая, инвесторы думают: идти или не идти? И как себя вести? Начинают заключать концессионные соглашения. Посмотрим, что будет.