USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Проект бюджета: понять и принять

Валентина МАЛЬЦЕВА

Политика сдержанного администрирования расходов остается актуальной и на следующий финансовый год

Накануне 14-й сессии Законодательного собрания Новосибирской области на заседаниях комитетов обсуждали проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

Завершал эти процедуры профильный комитет. По итогам его заседания председатель комитета Александр Морозов охарактеризовал предлагаемый законопроект как умеренно оптимистичный.

Перспективы листа ожидания
Повестка заседания делилась на две части: предстояло не только проработать проект бюджета будущих периодов, но и утвердить изменения в текущий. Несомненно приятная обязанность поддержать увеличение казны области 2016 года на 6,2 миллиарда рублей давала возможность наглядно отследить, как протекает бюджетный процесс и насколько реально формировать лист ожидания в расчете на дополнительные поступления в казну области.

Тем более что, по словам заместителя председателя правительства Новосибирской области — министра финансов и налоговой политики Виталия Голубенко, «задач, которые предлагается отрегулировать, гораздо больше, чем возможностей».

Депутаты отметили, что выбор задач был совместным, поэтому удается добавлять деньги на очень важные направления. «Мощнейшими решениями» назвал Александр Морозов компенсации для аграриев за приобретение техники. Долгожданным стало и выделение средств на компенсации по программе строительства индивидуального жилья для семей — на это направлено более 400 миллионов рублей.

Что конец года нам готовит
Но развязывая узлы нужд нынешнего года, не стоит забывать о следующем, особенно тяжелом первом квартале. «Объем поступлений в начале следующего года не очевиден, поэтому финансовая конструкция предлагается такая, чтобы обеспечить запуск нового финансового года в паузе перед пробуждением налогоплательщиков», — заметил Виталий Голубенко.

Поэтому решили заранее выделить средства на январскую зарплату педагогам, а также увеличить на 998 миллионов рублей финансовую поддержку муниципальных образований: муниципалитетам нужны деньги, чтобы расплатиться за коммунальные услуги, погасить задолженность во внебюджетные фонды и по другим обязательствам.

Законопроект о бюджете 2017 года сохраняет приоритеты социальной защищенности, о чем свидетельствует доля в расходах 2017 года — 63,1 процента.

На сессии проект будет обсуждаться в первом чтении, после чего депутаты смогут до 2 декабря предлагать поправки.

На 2017 год ожидаемый прирост налоговых и неналоговых поступлений в сравнении с 2016 годом — 106,2 процента. В федеральном бюджете трансферты для Новосибирской области заложены в размере 10 миллиардов рублей, это значительно ниже уровня 2016 года.

Наказы надо выполнять
В 2017 году муниципальным районам и городским округам области заменят 30 процентов субсидий дополнительным нормативом НДФЛ, что должно увеличить заинтересованность в росте налогооблагаемой базы. «Все, что будет собрано сверх нормы, остается на территории муниципального образования», — напомнил министр.

Отдельным вопросом на комитете обсуждалось выполнение наказов избирателей. По словам министра экономического развития Новосибирской области Ольги Молчановой, 4,1 миллиарда рублей из бюджета 2017 года запланировано на выполнение 598 наказов избирателей. «На практике цифры еще увеличатся, — заверила министр. — Например, уже известно, что будут получены дополнительные средства по дорожному фонду».

По числу наказов на первом месте образование — 149, на втором дороги — 137, далее по убыванию ЖКХ, физическая культура и спорт, здравоохранение. По финансированию приоритет за дорожной инфраструктурой — более 2 миллиардов рублей.

МНЕНИЯ
Александр МОРОЗОВ, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собствен­ности:
— Прогнозная сбалансированность бюджета очень приличная, 300 миллионов рублей — бюджетный дефицит. Самое главное, что не свертываем социальные статьи, касающиеся всех наших обязательств по образованию, здравоохранению, социальной поддержке. Более того, мы возродили ряд программ, которые не действовали в течение прошлого и позапрошлого годов, — это «Школьная кровля», «Школьное окно». Принимаются меры межбюджетной поддержки, возобновлена программа «Чистая вода», что также чрезвычайно важно для сельских территорий.

Андрей ПАНФЁРОВ, первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области:
— Необходимо вернуться к программе субсидирования строительства индивидуального жилья для молодых специалистов. Программа является очень значимой для села. Обязательно нужно повышать бюджеты муниципальных образований. Это краеугольный камень. На любых собраниях, депутатских сессиях в районах области этот вопрос обязательно поднимается.

Валентин СИЧКАРЁВ, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собствен­ности:
— Хочу отметить совместную работу по наказам избирателей. Все было по совести согласовано с депутатами. Перспективы реализации каждого наказа депутаты имели возможность обсудить с министерством. Хочу поблагодарить министерство транспорта при заключении соглашений с районами по дорогам. Министр Сергей Титов приглашает каждого депутата на совещания, где отдельно рассматривается вопрос по наказам. Это очень удобный, эффективный формат сотрудничества.

Алексей ЛЕГОСТАЕВ, руководитель Федеральной налоговой службы по Новосибирской области:
— Считаю, что по доходам бюджет сформирован очень напряженно. Мне даже кажется, правительство идет на определенные риски, формируя планы 2017 года от достигнутых показателей, да еще с существенным ростом. Благоприятные условия по наполнению бюджета 2016 года не дают оснований, что они повторятся и в 2017 году. Риски содержатся даже в росте производства, который не всегда ведет к увеличению налогов. Развитие, инвестирование, напротив, ведут к уменьшению налого­облагаемой прибыли за счет затрат. Стоит подумать над созданием механизма для гарантированного объема поступлений в бюджет.

Елена ГОНЧАРОВА, председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области:
— Основное влияние на долговую политику области оказывают условия соглашения о получении кредита из федерального бюджета. Согласно этому документу, объем внутреннего долга не должен превышать 50 процентов доходов областного бюджета, а коммерческого долга — не более 45 процентов. При этом кредиты из федерального бюджета в сумме 13,8 миллиарда рублей должны быть погашены в 2018–2019 годах. Увеличение коммерческого долга практически не может использоваться для финансирования расходов бюджета.