USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Кто обижен?

Отдел экономики

Городские власти вновь вспомнили об утраченном НДФЛ

Вопрос пополнения бюджета — не праздный, с учетом возникающих то и дело вопросов к мэрии: то по поводу дорог, их очистки от снега и наледи, то в сфере ЖКХ и так далее. Ответы если не прямым текстом, то косвенно сводятся к дефициту бюджета. Тема общая, что на федеральном, что на региональном уровне. Новосибирск не исключение.

Мы перешли в режим сокращения расходов и поиска дополнительных, новых источников доходов, как и все прочие города и веси. Это новые условия экономики — для государства, бизнеса, простых граждан. Раньше, к примеру, пенсионеры не платили налоги за числящиеся в их собственности пять квартир и целый парк внедорожников детей и внуков. Теперь спрятать имущество «за пазуху» дедушке не получится. Казна нуждается в пополнении.

У полуторамиллионного мегаполиса в свое время тоже появилась возможность экономить на финансовых обязательствах: нужда отпала выкраивать из бюджета деньги на повышение зарплат бюджетникам. Перераспределение полномочий с муниципального на региональный уровень существенно облегчило нагрузку на мэрию.

В этом году затраты регионального бюджета на социальную сферу за девять месяцев 2016 года выросли почти на 3 миллиарда. А в целом соцрасходы составляют 65 процентов бюджета области (в 2015 году их доля была 60 процентов). Те самые миллиарды, которые Новосибирск еще только предполагает перечислить в областную казну, уже потрачены на социальную сферу самого же мегаполиса, повышение зарплат учителям, медикам. Но кто об этом помнит?

Что думают по поводу этих «воспоминаний» экономисты?

— Перераспределение норматива отчисления НДФЛ в пользу регионального бюджета не является субъективной инициативой власти Новосибирской области, изначально идея предложена федеральным Министерством финансов. Перераспределение нормативов НДФЛ — общефедеральная тенденция, и она небезосновательна, — говорит Мария Подхватилина, преподаватель факультета экономики и финансов Сибирского института управления РАНХиГС. — В сложных экономических условиях нужно следовать давней русской поговорке: «Из двух зол выбирай наименьшее». В случае с НДФЛ его перераспределение в пользу областного бюджета и есть наименьшее «зло».

По мнению Марии Подхватилиной, при работе с бюджетом любого уровня необходимо следовать одному простому правилу: не сокращать расходы, а увеличивать доходы. Эксперт напомнила, что в целях увеличения доходов бюджетов муниципальных образований Новосибирской области региональный минфин изыскивает новые решения.

— Например, внедрение нового способа оплаты труда муниципальных органов власти, при котором заработная плата сотрудников напрямую зависит от доходов бюджетов муниципалитетов. Основная цель вводимых изменений — максимально увеличить уровень заинтересованности людей на местах в собираемости доходов территории и создать условия для выдвижения и реализации местных инициатив. Безусловно, реализация подобных мер в Новосибирске может поспособствовать увеличению доходов бюджета города, — считает экономист.

К слову, форум индустриальных парков, который состоится по инициативе регионального минэкономразвития на следующей неделе, продемонстрирует, каковы потенциальные возможности для пополнения бюджета от деятельности бизнеса на территории промзон мегаполиса. Может быть, экспертам в мэрии стоит повнимательнее присмотреться к нераскрытым источникам? Или проще поставить старую пластинку «об утраченном»? Как-то это неактуально.

 

КОММЕНТАРИЙ
Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор Новосибирской области:
— Бюджета всегда мало, какой бы он ни был богатый. По поводу того, что денег не хватает потому, что 3,5 миллиарда забрали. Я считаю, спекулировать на этой теме надо прекратить раз и навсегда. Ситуация очень проста, она связана с федеральным законом.

В 2012 году в расходах Новосибирска статья «здравоохранение» составляла 3,2 миллиарда рублей. Эти деньги шли на содержание персонала, на содержание большой материальной базы поликлиник, больниц, а также на коммунальные платежи. С 1 января был принят закон о передаче полномочий по здравоохранению на уровень субъектов Федерации. Я тогда еще был мэром и высказывал мнение, что мы не считаем правильным передачу всего здравоохранения на региональный уровень. Но федеральный закон предписал передать все, и мы это сделали — передали имущество, земельные участки. Таким образом, с 2013 года в городе высвободились средства, которые теперь не надо было направлять на здравоохранение. А лимиты еще остались. В связи с этим вышел второй федеральный закон, который внес изменения в Бюджетный кодекс, и с 1 января было предписано 10 процентов НДФЛ передать с муниципального уровня на региональный для компенсации затрат.

Почти все регионы Сибири и Дальнего Востока выполнили федеральный закон сразу. Мы сделали это почти последними. В 2013-м город рассчитывался за строительство Бугринского моста. Кроме того, это был второй год реализации федеральной программы по строительству детских садов. Но наступил 2014 год, когда встал вопрос, как выплачивать зарплату без задержек. Мы выполнили федеральный закон, зачислили эти налоги (10 процентов НДФЛ. — Прим. ред.) в региональный бюджет. Это позволило регулярно выплачивать зарплаты, сегодня ни одного срыва нет.

Второй момент. Во всех региональных программах (в подавляющем их большинстве), которые мы утвердили, всюду присутствуют объекты города Новосибирска. Это и снос ветхого и аварийного жилья, и благоустройство дворовых территорий и улиц частного сектора. Школа на Березовом жилмассиве строится за счет федерального и регионального бюджетов, город ее не финансирует, строительство школы на Горском жилмассиве финансируется из федерального, регионального и городского бюджетов. Спортивный центр на улице Лебедевского тоже строится только за счет федерального и областного бюджетов. Так что считать себя обиженными неправильно. Надо искать возможности, чтобы что-то сделать. Был прогноз, что бюджет города достигнет 50 миллиардов рублей, и к этому надо стремиться, нарабатывать экономическую активность субъектов экономики.