USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Первая примерка

Валентина МАЛЬЦЕВА
Фото Валентины МАЛЬЦЕВОЙ
Фото Валентины МАЛЬЦЕВОЙ

На публичных слушаниях обсуждали, как точнее подогнать размер доходов к потребностям области

Перед началом традиционных публичных слушаний по проекту закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей Панфёров сказал, что «поддержка малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства — это наш конек, за счет которого мы формируем бюджет».

На эту несырьевую особенность региональной экономики обратила внимание и заместитель председателя регионального правительства — министр экономического развития Ольга Молчанова, представляя прогноз социально-экономического развития территории.

Прогноз — это анализ
Впервые министерством экономического развития был подготовлен не план, а прогноз, и об изменении формата этого документа Ольга Молчанова предупреждала не раз. И вроде бы все ясно: без понимания намерений, перспектив и возможностей трудно воспринимать бюджет, облеченный в ряды многозначных чисел. Но все-таки прозвучал первый вопрос-крик: «Почему не план?» Явный намек на то, что план требует выполнения, а прогноз… это как прогноз погоды. Однако время криков давно кончилось, и для всех очевидно: аналитика прогноза — это варианты, которые формируют «дорожные карты» для оптимального исполнения закона о бюджете. А в результате совместной работы правительства с депутатами вырабатываются рекомендации, чтобы учесть интересы обеих ветвей власти, кои в ответе перед населением.

Рекомендации — это завершающая часть публичных слушаний. Но начнем с конца, чтобы представить себе, насколько этот документ стал более конкретным, целенаправленным и четко обозначившим приоритеты бюджетного процесса.

С учетом или с целью?
Сравним некоторые рекомендации правительству области по итогам публичных слушаний прошлого года и аналогичный документ в последней редакции.

Например: «Пересмотреть систему мер государственной поддержки субъектов экономической деятельности...» Было: «...с учетом реально существующих потребностей в развитии экономики области и возможности получения максимального эффекта от используемых бюджетных ресурсов». Стало: «…с целью поддержания предприятий, участвующих в реиндустриализации экономики, в решении вопросов импортозамещения, а также с целью максимального вовлечения в производство инновационных и наукоемких технологий». Было: «...в целях снижения уровня дифференциации в социально-экономическом развитии муниципальных образований рассмотреть вопрос о целесообразности использования государственных минимальных социальных стандартов при формировании областного бюджета на 2017 год и последующие периоды». Стало: «...в целях создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности обратить внимание на необходимость обеспечения выполнения мероприятий, связанных со строительством и ремонтом автомобильных дорог, объектов социально-культурного назначения, газификации, водоснабжения на территории муниципальных районов».

046-04-02.jpg

Фото Валентины МАЛЬЦЕВОЙ

Это лишь два «говорящих» пункта. Некоторых позиций в прежних вариантах не было вообще, как то: «усилить работу по привлечению федеральных средств на реализацию кластерных и парковых проектов, проектов программы реиндустриализации; предусмотреть изменение порядка заключения соглашений на основе государственно-частного партнерства».

И показательно, что не претерпел изменений только один пункт рекомендаций: учитывать в первую очередь предложения по наказам избирателей.

Неизбежно и неукоснительно
Что касается прогнозных ориентиров, Ольга Молчанова считает: экономика Новосибирской области имеет неплохие перспективы уже потому, что по базовым показателям наши достижения выше, чем среднероссийские.

Так, промышленное производство в 2015 и 2016 годах показало рост, и есть основания ожидать еще плюс 2–2,7 процента. Самый отрадный показатель на предстоящие пять лет — динамика в сельском хозяйстве. Если федеральное правительство ожидает снижения темпов отрасли по всей стране, то у нас расчетный показатель ежегодного роста более 2 процентов.

В 2016-м создана основа для оптимизма: валовой региональный продукт к концу года превысит триллион рублей.

Представляя проект областного бюджета, заместитель председателя правительства — министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко предупредил, что при наступлении ясности по размеру межбюджетных трансфертов неко­торые позиции проекта будут уточняться. Корректировки минфин региона согласует с Заксобранием в первом квартале 2017 года. А пока статьи закона выглядят так: налоговые и неналоговые доходы — 106,2 процента, в абсолютном исчислении — 103 миллиарда 393 миллиона рублей; на 2018 год еще рост — 105,6 процента к уровню 2017 года; на 2019 год — рост 106,2 процента к 2018 году.

Расходы 2017 года планируются также с ростом, но он гораздо скромнее, поскольку главными задачами бюджета остаются минимизация дефицита и снижение долговой нагрузки. Если не удастся это сделать, придется вернуть федеральные деньги, а это более 10 миллиардов рублей бюджетного кредита. Поэтому в планах — снижение дефицита областного бюджета по сравнению с 2016 годом на 5,9 миллиарда рублей.

Есть ряд неизбежных расходов, которые должен предусмотреть бюджет: это обеспечение деятельности государственных и муниципальных учреждений, социальные обязательства перед гражданами, страховой взнос за неработающее население в ФОМС, расходы дорожного фонда и транспортное обслуживание населения. Безусловно — выполнение указов Президента, ассигнования областного резервного фонда, обеспечение условий софинансирования с федеральным бюджетом и обслуживание госдолга, а также средства на обеспечение условий софинансирования программ, включая поддержку агропромышленного комплекса.

«Федеральные задачи должны быть нами выдержаны неукоснительно», — подчеркнул глава минфина области.

Вопросы о том, что под вопросом
Уже заранее было ясно, какие вопросы могут придать остроту обсуждению проекта бюджета: программа «Чистая вода», расходы на которую снижены до 253 миллионов рублей; существенно сокращенная программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья; средства на благо­устройство муниципальных образований.

Депутат Александр Козлов, ссылаясь на запросы избирателей, считает, что по «Чистой воде» нужно обозначить более конкретно те точки, где особая нужда в данной программе.

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть напомнил, что в плане города — 327 миллионов рублей на расселение ветхого и аварийного жилья, а в проекте бюджета — 120 миллионов и совсем нет средств на благоустройство дворов, на реконструкцию теплотрасс.

Первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков пояснил, что к этим вопросам есть смысл вернуться, как только наступит ясность по условиям софинансирования: региону должны выделить миллиард рублей на дороги. Тогда можно детализировать и некоторые другие статьи проекта бюджета.

Заместитель председателя Законодательного собрания Владимир Карпов считает, что проект бюджета готов к рассмотрению и в кризисных условиях нужно постараться услышать все стороны, сбалансировать бюджет для решения основных проблем.

МНЕНИЯ
Александр МОРОЗОВ, председатель комитета Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Бюджет — компромисс между потребностями и возможностями. Считаю, что законопроект готов к первому чтению. А 22 декабря мы должны принять закон «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в третьем чтении.

Андрей ПАНФЁРОВ, первый заместитель председателя Законодательного собрания:
— Проект программы реиндустриализации может привести в наш регион серьезные федеральные средства. Резервный источник — это налоги. По сравнению с прошлым годом собираемость налогов выросла на 11 процентов. Надеемся, что конструктивная позиция правительства и тот диалог, который осуществляется с 2015 года по реализации наказов, останется и депутаты Законодательного собрания найдут не только понимание, но и опорные точки для решения поставленных избирателями задач.

Николай ПОХИЛЕНКО, заместитель председателя комитета Законодательного собрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике:
— Соглашение между Российским фондом фундаментальных исследований и правительством Новосибирской области предполагает проведение конкурсов для ученых. Проектом бюджета 2017 года в рамках этого соглашения предусмотрено 30 миллионов рублей. В соседних регионах заложено гораздо больше. Считаю, что в рамках программы реиндустриализации экономики на эти цели нужно добавить ресурсов.

Дмитрий КОЗЛОВСКИЙ, председатель комиссии Законодательного собрания по наказам избирателей:
— В этом году мы отлично поработали по отсыпке дорог в частном секторе Новосибирска. Это скажет каждый. Надеемся, что эта работа продолжится, так как люди ждут от нас обещанного благоустройства. Эти траты, поверьте, очень эффективны и важны.

Валерий БАДЬИН, предсе­датель Совета депутатов Бердска:
— Муниципальным районам и городским округам заменили 30 процентов субсидий дополнительным отчислением в свои бюджеты НДФЛ. Это мотивирует на активную работу по администрированию налога, является эффективным механизмом мобилизации собственных доходов сверх плановых назначений.